Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН Игорь Томберг - РИА Новости.
Только что закончившийся саммит «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге вызвал огромный, и если судить по количеству аккредитованных СМИ, глобальный интерес. В то же время, комментарии и оценки в СМИ и экспертном сообществе весьма противоречивы и зачастую откровенно поверхностны - это касается и российских изданий. Можно, конечно, бесконечно обсуждать «очередное фиаско» со вступлением России в ВТО - хотя является ли это неудачей - большой вопрос. Очередной конфликт на Ближнем Востоке тоже серьезно отвлек внимание от официальной повестки дня. Хотя именно события на Ближнем Востоке и последовавший немедленно новый виток роста нефтяных цен можно смело рассматривать как свидетельство правильности избранной повестки экономической части встречи.
Не случайно среди главных содержательных итогов саммита президент России Владимир Путин назвал выработку единого подхода к вопросу энергобезопасности, когда страны «восьмерки» определили, каким образом они будут строить «общее энергетическое будущее». Основной документ саммита, резюмировавший итоги работы по главной теме саммита, так и назван: «Глобальная энергетическая безопасность». Несмотря на ожидания бурной дискуссии по теме энергобезопасности, все прошло вполне гладко. Путин объясняет это тем, что все участники диалога напряженно работали в течение всего года. «Документы оказались нужного качества и не вызывали особых дискуссий», - отметил он.
Совместная Программа энергобезопасности предполагает обеспечение надежности энергетических инфраструктур и развитие энергосберегающих технологий. Президент РФ подчеркнул, что значимым элементом программы энергобезопасности является внимание к вопросам изменения климата. По его словам, участники G8 подтвердили свою готовность выполнять все международные соглашения в этой сфере. Нашла в нем отражение и российская концепция необходимости увязывать безопасность предложения энергоресурсов с безопасностью спроса на них. Смена акцентов в самом понятии энергобезопасности явилась результатом упорной работы российской стороны по продвижению собственной точки зрения. «До сегодняшнего времени под энергобезопасностью понималось стабильное снабжение основных потребителей энергоресурсами. Сейчас мы убедили наших партнеров в том, что энергобезопасность - это гораздо более широкое понятие, и оно включает в себя добычу, транспортировку и продажу на рынках энергетики. Все звенья этой цепочки, представители всех звеньев несут солидарную одинаковую ответственность - это, на мой взгляд, крайне важно», - подчеркнул Владимир Путин на встрече с журналистами.
Нельзя отрицать, что документ по глобальной энергетической безопасности грешит некоторой декларативностью, ограничиваясь лишь призывами к «эффективному доступу» на рынки энергоресурсов, к прозрачности энергетических поставок и транзита. Проблема взаимного доступа к активам по-прежнему остается предметом разногласий и политического торга. Однако это не слишком разочаровало хозяев саммита, просто многие важные вопросы требуют дальнейшей проработки. В то же время, российская сторона итогами встречи в Санкт-Петербурге довольна. «Все поставленные цели достигнуты. Все документы, которые мы планировали принять, приняты практически без изменений», - заявил председатель саммита Путин.
Сам документ, по свидетельству прессы, был согласован еще в июне. И те компромиссы, которые удалось найти, свидетельствуют о том, что «восьмерка» не просто на словах обеспокоена ситуацией на рынках. Как отмечалось выше, резкий рост нефтяных цен, последовавших за ударами Израиля по Ливану, лишний раз продемонстрировал всю уязвимость современного энергетического рынка перед лицом факторов, весьма далеких от энергетики, да и экономики вообще.
Цены на нефть на фоне военного конфликта между Израилем и Ливаном подбираются к новой психологической отметке - 80 долл. за баррель. «Чем больше нестабильность в регионах, где добываются энергоносители, тем выше цена, - заявил 17 июля Путин на пресс-конференции по окончании саммита. - Так было всегда и так будет. Сейчас мы наблюдаем это на Ближнем Востоке. Нефть стоит уже более 70 долл. за баррель, а вскоре, видимо, будет стоить и более 80».
При этом эксперты отмечают, что сырья на рынке хватает. По мнению ОПЕК, рост цен на нефть продолжается несмотря на то, что рынок не испытывает дефицита в этом виде сырья, поставки идут без перебоев, а резервные запасы нефти в промышленно развитых странах превышают средние показатели за последние пять лет. Более того, по прогнозам ОПЕК, темп роста спроса на дорожающую нефть будет снижаться. Истинная причина сложившейся конъюнктуры, говорится в распространенном вчера заявлении картеля, кроется в «геополитических процессах, которые находятся вне сферы влияния ОПЕК». «Эти процессы существенно усугубили ситуацию на мировом нефтяном рынке, который перестал адекватно реагировать на реальное соотношение спроса и предложения и на котором все более активную роль в повышении цен играют участники спекулятивных сделок», - отмечает ОПЕК.
Можно согласиться с теми критически настроенными аналитиками, которые оценивают принятые «восьмеркой» решения по регулированию энергорынка как далекие от практической реализации. Хотя предлагаемые меры в своей совокупности могли бы серьезно улучшить управляемость и эффективность этого рынка. Так, лидеры «восьмерки» подписались под обещанием улучшать режим для инвестиций во все звенья нефтяной цепочки, включая нефтепереработку. Ведь именно этот сектор развивается сложнее всего, в том числе из-за субъективных барьеров, установленных в ряде стран «восьмерки». Вопрос в том, решатся ли страны-участники действительно следовать вчерашним декларациям.
Во всяком случае, пример здесь подает Россия. «Мы уже сейчас допускаем в добычу западных партеров», - сказал президент Путин, приведя в качестве примера подписание соглашений между Газпромом и немецкими компании BASF и E.ON по обмену активами в рамках проекта СЕГ (Северо-Европейского газопровода).
Не обошли вниманием участники встречи и актуальную проблему нехватки перерабатывающих мощностей. «В целях повышения гибкости и стабильности энергетических рынков мы будем способствовать сооружению и развитию мощностей по переработке углеводородов, а также, там, где это оправдано с экономической точки зрения, расширению торговли продуктами переработки углеводородов», - декларируют главы восьми стран-участниц.
Ключевой момент обеспечения стабильности энергетического рынка - взаимная ответственность всех его участников. В принятом документе говорится, что «для обеспечения надежных и устойчивых энергетических потоков в условиях высоких и возрастающих инвестиционных рисков необходимо более справедливое распределение рисков между всеми заинтересованными сторонами, задействованными в цепочке поставок энергоресурсов». Снижению таких рисков «может способствовать экономически обоснованная диверсификация видов контрактов, включая базирующиеся на рыночных принципах долгосрочные и спотовые контракты, а также своевременное принятие решений и надлежащее соблюдение контрактных соглашений и обеспечение их выполнения». Здесь налицо явный компромисс двух идеологий. Российской, предполагающей сдерживать цены с помощью долгосрочных контрактов под контролем государства, и противоположной. А именно точки зрения ЕС - устранить препятствия на пути транзита углеводородов и усилить конкуренцию на энергорынках через ликвидацию тесно связанных с государствами монополий на локальных энергорынках. По экспертным оценкам, оба подхода представляются работоспособными - тогда единственно разумное решение - переход к их сочетанию.
Сверхвысокие цены на нефть являются угрозой для стабильного роста мировой экономики, поэтому нужны новые инициативы в этой области для стабильности мирового энергорынка. Саммит-2006 представил целый ряд таких инициатив. Это отнюдь не значит, что все проблемы решены. Предстоит огромная работа по разработке новых подходов к регулированию глобального энергетического рынка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции