Экономический обозреватель «РИА Новости» Василий Зубков.
Хорошее асфальтированное шоссе уходит на север в сторону Ямбурга. Ограничение не позволяет современному автобусу двигаться со скоростью более восьмидесяти километров в час. Но целесообразность таких мер ясна - безопасность. Жесткое ограничение актуально, поскольку каждый день в радиусе до ста километров от Уренгоя автомобильным транспортом развозят десять тысяч газодобытчиков, строителей и дорожников по рабочим местам. На более отдаленных объектах работа идет по недельным и даже месячным вахтам. Всего же у ГАЗПРОМа здесь 18-тысячная армия трудящихся.
За окнами, как в остановившемся кинопроекторе, один и тот же кадр - серо-зеленая лесотундра с чахлыми березками, озерками, мелкими речушками и бесчисленными болотами. На дворе - начало двухмесячного полярного лета. Чем дальше на север, тем скуднее растительность, вместо нее - сугробы не растаявшего снега в придорожных кюветах и покрытые льдом водоемы. Не видно и становищ аборигенов - ненцев, селькупов и других. Только раз где-то вдали мелькнуло небольшое стадо оленей.
Уже прилично за Полярным кругом появляются высокие «курганы» вздыбленной вечной мерзлотой земли, некоторые высотой с десятиэтажный дом. Как они называются, никто толком из местных старожилов так и не объяснил. Но зрелище впечатляющее.
Единственное, что не меняется в пейзажах - лежащие на земле в несколько рядов разного диаметра газо и нефтепроводы, линии электропередач вдоль трассы, сотни выкрашенных в ярко-желтый цвет запорных кранов эксплуатационных скважин, циклопические буровые, горящие газовые факелы, компрессорные станции и заводы по подготовке газа перед закачкой в магистральную трубу. Параллельно автотрассе идет одноколейка на Ямбург.
Оранжевые, голубые и прочие яркие цвета домов сразу приковывают взгляд. Все строения в пустой и ровной, как стол, тундре кажутся гигантскими. Людей не видно вообще. Но шоссе не пустое - автобус догоняет трубовозы, тягачи с прицепами, самосвалы с песком, какие-то специальные машины. По обе стороны трассы -разъезженные колеи гусеничных вездеходов.
Легковых автомобилей на трассе нет вообще. Хотя, как нам сказали, в самом Новом Уренгое уже возникли проблемы с нехваткой автопарковок. Количество автомобилей за последнее время выросло в разы. Все дороги в тундре, а это добрых шесть сотен километров асфальтированных и в два раза больше грунтовок, в уренгойском Приполярье принадлежат ГАЗПРОМу и пользоваться ими частным лицам и сторонним организациям запрещено.
Постепенно перестает удивлять ирреальность индустриального пейзажа под низким северным небом, из которого периодически сыпется снег с мелким дождем. Ловлю себя на мысли, что еду уже три часа по одному огромному безлюдному цеху, площадью во многие десятки тысяч квадратных километров. Если это только один цех, что же можно сказать обо всем «хозяйстве Миллера»?
Едем на самое северное газовое месторождение «Песцовое». Северное для «Уренгойгазпрома». От него до Карского моря, вернее Обской губы, по прямой километров 300. В газпромовской короне, среди 61 одного бриллианта стопроцентных дочек, «Уренгойгазпром» - самый крупный и ценный. До ввода в эксплуатацию месторождения «Заполярное», Уренгой долгое время был лидером газодобычи в концерне. Его доля в годовой добыче газа колебалась в разные годы от 60% до 25 % (от 304 млрд. м. куб в 1987 г до 140 млрд. м. куб. в 2005 г.). В этом году крупнейшее в мире местное нефтегазоконденсатное месторождение отметило 40-летие своего открытия. Более 6 трлн. м. куб. природного газа добыто за время эксплуатации (из 11 трлн. куб.м. разведанных и подтвержденных).
Месторождение «Песцовое» на ближайшую перспективу - главный козырь «Уренгойгазпрома». Это одно из семи крупных добывающих предприятий ГАЗПРОМа, запущенных в эксплуатацию в последнее время. Здесь эксплуатируется уже более 120 скважин (всего будет более 140). Годовая мощность «Песцового» - 27,5 млрд.м. куб. газа. Столько же газа экспортировала Россия в прошлом году во Францию и Италию!
Завод по комплексной подготовке газа на «Песцовом» (Управление по комплексной подготовке газа к транспортировке - УКПТ-16) - самый новый и самый мощный. Он запомнился ультра современным оборудованием и стоимостью, эквивалентной $1,5 млрд. «Из которых две трети - это стоимость транспортной инфраструктуры - дорог и трубопроводов, гостиницы и других социальных объектов для рабочих и инженеров» - говорит заместитель директора Дмитрий Нуреев. И без его слов ясно, что чем дальше на север идут газодобытчики, тем газ дороже.
Нуреев считает, что приблизительно за две недели газ, добытый в этом краю вечной мерзлоты, пройдет несколько тысяч километров до Москвы. Еще две недели - и заполярный газ доберется до Франции и Германии. Вполне возможно, местный газ попадет и в строящийся Северо-Европейский газопровод.
На заводе в «Песцовом» одновременно в смене работает несколько десятков человек. В поселке газовиков действует всегда сухой закон. Зарплата от $1 тыс. у обслуживающего персонала до 3-х у замдиректора завода. На буровых две тысячи долларов получает буровой мастер и его заместитель. Желающих работать здесь много, поэтому администрации есть из кого выбирать.
На УКПТ-16 удивительно удобная, комфортабельная гостиница, огромный прекрасно оборудованный спортзал. Труд тяжелый и условия для отдыха должны быть соответствующие.
Раньше не раз приходилось бывать на Севере, работать в геологоразведке, жить в приполярных городках и поселках, где чуть ли не на центральной улице начинались балки, бараки, вагончики. Царство временщины и безнадежности. Где всегда главенствовал принцип: «приехал - заработал - вернулся на Большую землю». Города - призраки, без будущего, без кладбищ и стариков.
В Новом Уренгое я впервые увидел иной русский Север - без времянок и щемящего чувства предстоящего расставания. Удобные дома. Изобилие магазинов, развитая сеть объектов культурно-социального назначения. 21 школа, филиалы институтов и техников, мощная даже и без «Уренгойгазпрома» промышленная база, на повестке строительство газохимического комбината мощностью 300 тысяч тонн пленочного гранулированного полиэтилена. Он один покроет треть всех потребностей российских предприятий в этом продукте.
Второй не менее перспективный проект - завод по сжижению природного газа (СПГ). Это - удивительный и очень ценный продукт переработки природного газа, легче в два раза, чем бензин, хотя удельная теплота сгорания его выше на 12%, а октановое число, соответственно, выше на 15%, чем у бензина. В энергетическом балансе, например, Японии, СПГ занимает 85%, в США - 25%. В России на Сахалине сейчас завершается строительство одно из крупнейших в мире комплексов по выпуску СПГ с производительностью около 10 млн. т. в год.
В Новом Уренгое впервые на Крайнем Севере было налажено производство по выпуску дизельного топлива и СПГ и низкооктанового бензина на основе переработки газового конденсата. Олег Обухов, главный технолог предприятия по переработке газового конденсата говорит, что в перерасчете на нынешние цены такой завод обошелся бы в $2,5 млрд. Ценнейшее сырье по продуктопроводу отправляется в Тюмень на газо- и нефтехимический комбинат.
Новый Уренгой - это опорная база для дальнейшего наступления геологов и газовиков на суровый северный край. Уже абсолютно ясно, что богатство ГАЗПРОМа и дальше будут прирастать гигантскими месторождениями Приполярья и арктического шельфа Баренцева и Карского морей. Только здесь к 2030 году должен быть обеспечен прирост запасов концерна в объеме 14 трлн. куб.м. и «кладовая ГАЗПРОМа» достигнет астрономических цифр - 29,1 трлн. куб.м. Одновременно к этому времени в арктических регионах будет добываться более 180 млрд. куб.м. газа и 11 млн. тонн нефти в год. У российского севера появилось будущее - углеводородное и человеческое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции