Рейтинг@Mail.ru
G-8 и вопрос о "суверенной демократии" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

G-8 и вопрос о "суверенной демократии"

Читать ria.ru в
Дзен
Саммит восьмерки в Санкт-Петербурге завершен. Комментариев масса, так что постараюсь выйти из общей колеи. На мой взгляд, одной из важнейших тем саммита, хотя она не входила в официальную повестку и даже вслух никем не формулировалась, оказалась любопытная тема независимости и суверенитета в отношениях между различными странами, которые принято считать сегодня демократическими...

Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.

Саммит восьмерки в Санкт-Петербурге завершен. Комментариев масса, так что постараюсь выйти из общей колеи. На мой взгляд, одной из важнейших тем саммита, хотя она не входила в официальную повестку и даже вслух никем не формулировалась, оказалась любопытная тема независимости и суверенитета  в отношениях между  различными странами, которые принято считать сегодня демократическими. В условиях однополярного мира при несомненной гегемонии США и с учетом извечного стремления североамериканцев облагодетельствовать все остальное человечество, навязав ему свое видение современности, эта тема не могла не прорываться как на двусторонних переговорах американцев с другими членами восьмерки, так и в ходе общей дискуссии по тем или иным вопросам.

Тема эта любопытна и потому, что  в последнее время у части российской политической элиты появился новый модный термин - «суверенная демократия». Термин возник, как реакция на два, к сожалению, противоборствующих феномена. С одной стороны, это несомненное и стремительное (по историческим меркам) укрепление России, что, естественно, проявляется в укреплении ее независимости и весомости ее голоса на международной арене и в мировой экономике - правда, пока в основном на энергетическом поле. А с другой стороны, это так же несомненное и столь же стремительное нарастание беспокойства и недовольства укреплением России во влиятельных американских кругах. В идеале, было бы логичным и правильным наращивать с Россией партнерство по мере ее укрепления, а не искать конфронтации, но жизнь, особенно политическая, никогда не была идеальной. Стереотипы холодной войны все чаще напоминают о себе.

Парадокс, но по мере укрепления российской демократии, демократия американская начинает все больше испытывать к ней ревность и то и дело ставит ей в упрек то, что она не похожа, как близнец, на демократию американскую. Что само по себе абсурдно, поскольку все успешные демократические страны, используя один и тот же демократический инструментарий, идут все же каждая своим путем, учитывая национальные особенности и традиции. Франция не похожа на Швецию, Испания на Японию, США на Швейцарию и т.д. При этом, при всей успешности каждой из этих моделей, объективный наблюдатель всегда обнаружит там и свои слабые стороны, мелкие грешки и несуразицы.

Касается это и США. Напомню о том курьезе, с которого начался саммит в Санкт-Петербурге. Первое, что сделал президент США, вступив на русскую землю, это встретился с представителями ряда неправительственных организаций (НПО) России. Не буду заниматься арифметикой и говорить о том, что если г- Буш накануне саммита встретился лишь с десятком российских НПО, то г-н Путин незадолго до этого очень долго общался с сотнями делегатов от НПО не только России, но и всего мира, а затем передал их пожелания - как и обещал -  участникам саммита. Бог с ней с арифметикой. Забавно другое. Как стало известно, русские участники встречи с Бушем передали тому просьбу американских НПО, принять, наконец, представителей гражданского общества США. Уча русских демократии, американский президент, не считает необходимым выслушивать мнение своих собственных НПО!
Курьез второй. На пресс-конференции по итогам двусторонних переговоров с российским президентом, хозяин Белого дома, хотя и обещал накануне саммита не влезать во внутренние дела России, тем не менее, не сдержался и посоветовал России брать пример с демократии в Ираке (!).  Президент России, хотя и проявлял во время саммита, предельную вежливость в отношении гостей, не отреагировать на подобный совет, естественно, не мог и ответил под одобрительные аплодисменты и ироничный хохот журналистов в адрес Буша: «Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно». Трудно сказать, была ли подобная рекомендация России неудачным экспромтом американского президента или действительно американская политическая элита настолько далека от реальности, что вполне серьезно полагает, будто «падающая» иракская «демократия», которая выживает лишь благодаря штыкам оккупантов, это как раз то, о чем мечтают русские.

Трудно даже понять, чем подобная карикатурная демократия устраивает самих американцев, разве что тем, что, в отличие от российской власти, иракская власть является марионеточной и подчиняется любому пожеланию Белого дома. Вероятно, это стало для американской демократии главным критерием успешности и правильности курса. Кстати, иракский пример далеко не единственный. С таким же успехом американский президент мог бы поставить России в пример нынешний режим на Украине или в Грузии, где к каждому слову США прислушиваются сейчас как к гласу Всевышнего. Бывший украинский премьер г-жа Тимошенко, когда президент страны решил отправить ее в отставку, тут же побежала жаловаться к американскому послу. Без американского посольства один из ведущих на сегодня политиков Украины жить уже не может.

Так что в ходе саммита, помимо решений прочих задач,  каждый из членов восьмерки на свой манер выстраивал взаимоотношения с Вашингтоном. Лондон, скажем,  свои отношения с США уже давно выстроил и четко идет в фарватере американской политики, а Франция, наоборот, упорно отстаивает свое право на самостоятельную точку зрения. Вот и на этом саммите, как показала пресс-конференция президентов Буша и Ширака, их позиции весьма разошлись  в оценке положения на Ближнем Востоке. Поэтому и Франция, наряду с Россией, не входит в число любимцев США. Видимо, и французам, с точки зрения Вашингтона, самое время поучиться демократии в Ираке.

Иначе говоря, причина, по которой появился в российском политическом лексиконе термин «суверенная демократия» понятен. Другое дело, что, на мой взгляд, термин не совсем удачен, поскольку истинная демократия, учитывая национальные интересы каждой из стран, как говорится, по определению не может не быть суверенной. Иначе это просто не демократия.  Так что, говоря «суверенная демократия» мы на самом деле произносим: масло масляное. И только.

Прекрасным примером того, что есть суверенитет в условиях демократии, может служить, например, Испания, которая, уважая волеизъявление своих граждан, вывела из Ирака своих солдат. Не очень тревожась по поводу того, понравится или не понравится такой шаг США.

Вот и Россия будет шагать в будущее так, как считает нужным. Цель очевидна - полноценная и эффективная демократия. А вот путь к ней будет у России чисто русским, как у французов - французским, а у испанцев - испанским. И США придется с этим, в конце концов, считаться. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала