Политический обозреватель «РИА Новости» Дмитрий Косырев
СТРЕЛЬНЯ. Проходящий в Санкт-Петербурге саммит «группы восьми» принес первые - и ожидавшиеся плоды. Это три документа по ключевым трем темам саммита, избранным председателем «восьмерки» Россией: энергетическая безопасность, здравоохранение и образование.
Здесь надо напомнить, что «восьмерка» - работающий круглый год механизм, тщательно отрабатывающий и согласовывающий решения, а затем в той или иной степени выполняющий их в правительственной политике каждой из восьми стран. В данном случае три документа саммита прорабатывались не год, а несколько меньше - с октября прошлого года. В воскресенье документы официально выпущены в свет.
Председатель, то есть российский президент Владимир Путин, по заведенному порядку, кратко представил собравшимся один за другим три пункта повестки дня - сначала энергетику, потом образование, и, наконец, здравоохранение. Далее каждый из восьми лидеров сказал буквально 2-3 фразы. Голосования на заседаниях клуба не проводится, но если бы хоть один человек возразил, то документы принятыми бы не были. Однако поскольку над документами этими бюрократическая машина всех участников саммита трудилась уже несколько месяцев, то прошли они без возражений. В том числе и потому, что собравшихся волновали новые, возникшие накануне саммита проблемы типа войны в Ливане.
Документы называются так: «Глобальная энергетическая безопасность», «Образование для инновационных обществ в ХХ1 веке» и «Борьба с инфекционными заболеваниями».
Считается, что энергетика была наиболее спорным документом из трех, потребовала немалой борьбы мнений и компромиссов. В итоге мы имеем заявление о принципах глобальной энергетической безопасности, а также «Санкт-Петербургский план действий» - добровольные обязательства восьми стран.
Во многом перед нами продолжение процесса, начатого на прошлогоднем саммите в Глениглсе, Шотландия, где упор был сделан на содействие инвестициям во все звенья энергетической цепочки, и вопросу прозрачности информации в энергосфере. Все это, но более подробно, есть и в нынешнем документе. Много практических обязательств по части формирования во всем мире открытых и прозрачных рынков. Есть очень подробный раздел о повышении энергоэффективности и энергосбережения. Есть слова о переходе к «водородной экономике» и коммерческой водородной энергетике. Очень мощная глава по ядерной энергетике, возможно, дающая новую жизнь этой ключевой отрасли, причем в глобальном масштабе. В этот раздел вписалась российско-американская идея насчет многосторонних гарантий снабжения всех желающих ядерным топливом, чтобы исключить распространение опасных технологий. Много обязательств насчет внедрения инновационных энергетических технологий. Важно, что фактически все эти идеи направлены на то, чтобы никакие страны и группы стране не остались на обочине энергетического прогресса и имели бы доступ к энергоносителям и технологиям по их использованию.
Любопытную особенность намерений «восьмерки» в этой области отметил российский министр торговли Герман Греф: по его словам, предполагается, что каждая из восьми стран должна концентрировать усилия на каком-то одном новом виде энергии - и делиться результатами с остальными. Это лучше игр в борьбу за первенство и конкуренцию.
Трудно, да и вряд ли стоит вычислять сегодня, кто и в чем здесь уступил, и в какой мере «восьмерка» приняла концепцию страны-председателя, согласно которой нужна устойчивая система правовых, политических и экономических отношений, гарантирующая надежный спрос и предложение на рынках. Но процесс так или иначе движется в нужном направлении.
Что касается образования, то суть принятого документа отлично отражает его название. Здесь содержится план действий, который должен помочь убрать барьеры на пути инвестирования частного сектора в образование внутри самой «восьмерки». А также - вопрос о качестве начального образования во всем мире, о введении глобальных стандартов прозрачности качества подготовки школьников. И еще - довольно неожиданно - острейшая даже для участников саммита проблема образования для мигрантов - как способа интегрировать их в общество принимающей стороны. По этому пункту документ могли не согласовать - речь об острой проблеме, по которой Америка не согласна с Францией и т.д. - но все же приняли.
Созданная на прошлом саммите «молодежная восьмерка» - по восемь человек не старше 18 лет от каждой страны - тоже, по сути, имеет отношение к вопросу об образовании. Свидетельство тому - краткое общение двух «восьмерок» в воскресенье.
Наконец, 10-страничный документ по здравоохранению тоже носит деловой характер. Найдены несколько частных проблем, где члены клуба могут и хотят взять на себя определенные обязательства. Они будут улучшать глобальную систему мониторинга за эпидемиями, добивать полиомиелит в странах типа Афганистана и Нигерии, корь в других местах, и готовиться к борьбе с медицинскими последствиями возможных природных бедствий(по опыту того, что произошло в Индонезии после недавнего цунами). План не всеобъемлющий, но вполне выполнимый.
Не стоило сомневаться в том, что Москва для своего - фактически уже успешно исполненного - председательства в «группе восьми» выберет выгодные для себя темы, такие сферы, где она сможет многое взять на себя и многое исполнить. Никто в «восьмерке» не возражает против такого подхода, если он приносит успех.