РИА Новости, Иван Дмитриенко.
Италия - Чемпион. Не поспоришь. Можно долго рассуждать, справедлив ли результат финального матча - ничья по игре и победа в послематчевой серии пенальти над французами (заслуги команды до этого поединка в таких рассуждениях обычно в расчёт не принимаются), - но это занятие лишено всякого смысла. Потому что ЧМ-2006 закончен и уже вошел в историю, а те случайности, благодаря которым итальянцы одолели французов, забудутся максимум через месяц.
Но финал - это всё-таки финал, и не оставил он равнодушными даже самых нейтральных болельщиков (хотя, признаться, очень сложно было не поддерживать кого-то в этом матче!). Но именно те, кто нашел в себе силы до конца сохранять нейтралитет, в результате оказались в выигрыше: пока итальянцы, у которых сейчас национальный праздник, и французы, находящиеся, напротив, в глубоком трауре, ещё живут впечатлениями финала, они, те самые нейтральные болельщики, мысленно уже далеко от Берлина, далеко от «Олимпиаштадиона». И, я уверен, многие из них задаются таким вопросом: Италия победила. Но победил ли футбол?
Действительно, итальянскую игровую модель, их традиционное «катеначчо» часто называют «антифутболом». В этом «антифутболе» основной упор делается на безупречную игровую дисциплину, отлаженные и четко скоординированные действия обороны, полузащиту, играющую с оглядкой на свои ворота, игру «вторым номером» и высокий КПД действий нападающих в атаке. Но все же, повторюсь, главное - это оборона, оборона, оборона...
Бесспорно, своя изюминка в этой тактике есть, что и подтвердил матч с французами, в котором «скуадра адзурра», весь второй тайм и дополнительное время терпеливо отбиваясь от многочисленных атак соперника, дождалась-таки серии пенальти, где и взяла верх над неуступчивыми Les Blues. Недалеко ушли от итальянцев и сами Les Blues: конечно, они играют в несколько другом ключе, но руководствуются при этом старым лозунгом: «Когда сзади все спокойно, можно идти вперёд».
Как тут не вспомнить пресловутый успех сборной Греции на Евро-2004, про который уже столько было сказано и написано, что повторять просто не хочется! Наверное, и он, и выход этих команд в финал вполне закономерен: на сегодняшний день именно такая тактика наиболее выигрышна в футболе. Результаты отдельных матчей подтверждают это: к примеру, неудачники обоих полуфиналов - Германия и Португалия - исповедуют, как известно, более агрессивный стиль игры. Впрочем, если бы сборные Бразилии, Аргентины и Голландии, которых перед началом мундиаля причисляли к его безоговорочным фаворитам, выступили удачнее, они бы вполне смогли опровергнуть мой тезис. Но они провалились, и произошло это из-за глубоких внутренних проблем, хотя игра этих команд многим была весьма и весьма симпатична.
Однако скоропалительных выводов делать не следует. Те же, кто поспешил-таки их сделать, явно недостаточно глубоко вникают в суть вопроса. Нет, футбол не стал более оборонительным или менее атакующим. Просто на первый план выходят другие качества, другие ценности.
Это нормально, ведь футбол как самая популярная игра современности обязан жить и развиваться по законам общества: при незыблемости основных правил и положений сама игра меняется, эволюционирует, постепенно становясь более атлетичной, более жесткой и контактной. Все большую роль играют «физика», выносливость, самоотдача, бойцовские качества, умение выигрывать единоборства и добывать нужный результат, а также дисциплина и командный дух. От этого игра значительно страдает в эстетическом отношении, что продемонстрировал завершившийся мундиаль. Мячи нечасто влетали в ворота, а если и влетали, то с большим скрипом: игроки группы атаки с трудом продирались сквозь насыщенную и хорошо обученную оборону соперника, и моменты нередко возникали лишь после чьих-то ошибок.
При малейшей опасности команды большими силами отходили назад, пространства для быстрых контратак не было, и игра в большинстве матчей была неспешной и вязкой. В некоторых играх - особенно с участием средних команд, хотя и гранды частенько грешили этим - игроки, не видя вариантов для развития атаки, направляли мяч верхом в штрафную в расчете на высокорослых форвардов (опять же, в борьбу!) или перепасовывались поперек поля. Болельщики смотрели, смотрели на такое, да и начинали свистеть...
Значительно повысилась роль стандартов: вспомните, оба гола в финале были забиты именно с них; а ведь такие голы никогда особо не котировались футбольными гурманами: какими бы красивыми они ни казались, это всего лишь наигранные комбинации, где нет места импровизации, творчеству. Наконец, пагубное влияние на развитие футбола оказала тактика «игры по счету», которая на этом первенстве использовалась как никогда часто. Суть её заключается в том, что у команды, совершающей первую ошибку и пропускающей первый гол, практически нет шансов отыграться, так как её соперник, получив фору, старательно «сушит» игру, тянет время до финального свистка и без помех доводит матч до победы со счетом 1:0.
А ведь еще совсем недавно подобный «трезвый расчет» считался абсолютно неприемлемым: футболисты играли со страстью, оставляя на поле все свои силы и эмоции, и никому не приходило в голову перед пробитием свободного удара прежде посмотреть на табло, оценить оставшееся время и только потом принять соответствующее решение: навешивать ли мяч в чужую штрафную, или же отбросить его на полполя назад своему голкиперу.
Ещё одним минусом явилось то, что многие тренеры делают излишне высокую ставку на командную игру и, сами того не желая, не дают развиваться и расти талантливым и перспективным игрокам; всё больше мы видим на поле исполнителей и все меньше Личностей. Наиболее ярким примером такого рода может служить сборная Бразилии: главный тренер Паррейра, имея на руках целое «созвездие», «сумел» выбрать именно такую стратегию, которая наименьшим образом позволила проявить себя каждому из футболистов его команды.
Единственным игроком на этом мундиале, которого можно причислить к «когорте великих», был Зиннедин Зидан, но и он уже ушел. Стоит отметить, что Зидан, несмотря на неприятный инцидент в финале, отыграл свои последние матчи в карьере если не блестяще, то по крайней мере очень хорошо, и произошло это потому, что играл он не только за свою команду, но и за себя лично, возможно, стремясь доказать своим критиканам и недоброжелателям, что он Игрок с большой буквы и возраст для него не помеха.
Впрочем, молодые «звездочки» продолжают зажигаться на футбольном небосклоне: открытиями Чемпионата называют Филиппа Лама, Франка Рибери и Лионеля Месси, но при таком подходе к роли игроков на поле, вряд ли им суждено стать в один ряд со своими знаменитыми соотечественниками Францом Беккенбауэром, Мишелем Платини и Диего Марадоной.
Все эти тенденции в современном футболе стали прослеживаться уже давно, но вот наиболее отчетливо они проявились именно на ЧМ-2006. Перерастет ли футбол в «легкую атлетику с мячом» или в «вольную борьбу с мячом» в будущем, сказать пока сложно. Но, во всяком случае, болельщицкий интерес пока нисколько не утихает: на всех 64 матчах Чемпионата на трибунах были аншлаги. Это объясняется тем, что футбол уже давно вышел за рамки простого спортивного состязания; те же, кто до сих пор продолжают считать его глупой забавой, которой увлекаются и занимаются люди недалекие и ограниченные, серьезно отстали от жизни.
Наиболее грамотные и думающие политики, видя сплачивающую силу футбола (что также ярко проявилось на мундиале), поддерживают его развитие в своем государстве для подъема национального духа и самосознания, а подчас и используют пропаганду спорта номер один в своей предвыборной программе.
Про экономическую составляющую футбола можно говорить очень долго, но смысл сводится к одному: на данный момент футбол - вполне самостоятельная и полноценная отрасль непроизводственной сферы хозяйства, правда, не всегда прибыльная.
Наконец, футбол - одно из «ядер» современной массовой культуры, как, например, кинематограф или поп-музыка. Так что за количество зрителей на трибунах беспокоиться пока не стоит. Пока. Что же будет дальше? Не будем строить догадки, время все прояснит.
И все же футбол без Зрелища, без ярких сольных номеров - это не футбол. В последнее время раздается всё больше и больше высказываний за проведение какой-нибудь реформы, которая бы кардинально изменила правила игры. Допустим, ввести дополнительные очки за качество исполнения, как в фигурном катании или художественной гимнастике. Можно. Это действительно помогло бы решить проблему. Но уж, извините, тогда придумывайте этой игре другое название. Ибо то, что в итоге получится, футболом назвать будет уже нельзя.
Да и стоит ли вообще что-либо менять? Посмотрите, хоть в наиболее важных матчах игра не слишком зрелищная, зато каким накалом страстей она сопровождается! Напряжение, царящее на поле и на трибунах, вполне можно сравнить с напряжением, испытанным теми, кто имел счастье лицезреть, скажем, запуск первого космического корабля с человеком на борту или какое-нибудь другое событие всемирного значения. Да и красивые голы, в принципе, никто не отменял. Чего стоит хотя бы знаменитый «выстрел» Макси Родригеса! А удары Бастиана Швайнштайгера в матче за 3-е место!
И это не единичные примеры. Так что вряд ли правила столь любимого нами вида спорта нуждаются в какой бы то ни было корректировке. А утонченным ценителям красивой игры и сногсшибательных индивидуальных действий советую отправляться в ближайший фан-магазин, запасаться там записями матчей 20-40 летней давности с участием Пеле, Марадоны, Круиффа и других легенд футбола и наслаждаться ими. Наслаждаться с легким оттенком горечи. От того, что это уже не вернешь...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.