"Альберт Эйнштейн был человеком, который пытался упорядочить Вселенную, но не свою личную жизнь", - так начинает публикацию, посвященную письмам гениального физика, итальянская газета "Република". Эйнштейн любил женщин так же, как науку. У него были постоянные и временные увлечения, он мог быть жестоким с нежеланными подругами и был способен на романтические подвиги.
Любовные признания одного из самых великих гениев ХХ века были впервые опубликованы на этой неделе Иерусалимским университетом. Всего более 1400 писем. Согласно условиям завещания приемной дочери ученого Маргот Эйнштейн, эпистолярные изыски отчима-гения могли быть опубликованы лишь через 20 лет после ее смерти - 10 июля 2006 года.
Как отмечает Лента.ру, сам факт появления "новых" документов об Эйнштейне явление, по сути, заурядное. Университеты и частные коллекционеры время от времени сообщают о том, что найдены письма и черновики знаменитого физика. Некоторые из этих документов имеют научную ценность, другие - прежде всего материальную. Так, в 1996 году письма Эйнштейна к его первой жене Милеве Марич были проданы с аукциона за 900 тысяч долларов, а рукопись его работы по теории относительности - за 5 миллионов долларов.
Очередная порция публикаций относится к периоду жизни Эйнштейна с 1914 по 1948 годы. Главная тема переписки - внебрачные связи гения. Человек, который в детстве страдал застенчивостью и дислексией, с годами превратился в неукротимого дамского угодника. В письмах рассказывается о его связях с Маргаритой, Тони, Эстеллой и некоей Л. Всего в письмах журналисты насчитали упоминание около 10 женских имен.
В 1903 году Эйнштейн женился на сербке Милене Марич, как и он, учившейся на физическом факультете. "Мы останемся студентами, пока мы живы, и плевать нам на мир", - говорил ученый. Но его первый брак не был счастливым: через шесть лет он уже называл жену "хромой и страшной" и влюбился в "красавицу блондинку" кузину Эльзу.
В 1923 году Альберт Эйнштейн влюбился в Бетти Ньюман, племянницу своего близкого друга Ганса Мухсама. Ученый очень старался сделать все, чтобы любимая органично вошла в жизнь его семьи, но добиться этого ему не удалось. Прощальные слова Эйнштейна, обращенные к Бетти, удивительно трогательны: "Я буду искать в звездном небе то, в чем мне отказано на земле".
С середины 1920-х годов и до переезда в США в 1933 году Эйнштейн встречался с белокурой австрийкой Маргарет Лебах, с владелицей цветочного бизнеса Эстеллой Каценелленбоген и богатой еврейской вдовой Тони Мендель. Многочисленные любовницы ученого ходили с ним на концерты, читали с ним одни и те же книги и разделяли его увлечение парусным спортом.
Есть в документах свидетельства увлечения Эйнштейна и Мэрилин Монро, которая, по-видимому, также отвечала ему взаимностью. Получила подтверждения и связь ученого с россиянкой Маргаритой Коненковой. Примечательно, что физик называет ее в письмах моя "русская любовница-разведчица".
Есть в письмах упоминание и о менее приятных связях. Так, в переписке с родными Эйнштейн постоянно жалуется на некую Этель Мичановски, немецкую социалистку, подругу его падчерицы Марго, которая была его любовницей в конце 1920-х - начале 1930-х годов. По словам Барбары Вульф, сотрудницы архива Эйнштейна, несчастная Этель даже поехала за ученым в Великобританию. В письме к падчерице Маргот, написанном в 1931 году, Эйнштейн сетует: "Госпожа М. поехала за мной в Англию, я больше не могу контролировать ее поведение, она продолжает преследовать меня".
Письма раскрывают и другую тайну Эйнштейна - в частности, в них дается ответ на вопрос "куда физик потратил свою Нобелевскую премию". Заметим, что по условиям развода с первой женой в 1919 году, Эйнштейн обязался положить будущую премию в швейцарский банк, откуда госпожа Марич и дети могли бы забрать часть денег. Однако, как следует из документов, нобелевский лауреат инвестировал большую часть премиальных в Соединенные Штаты Америки, где деньги "сгорели" во время биржевого краха 1929 года.
Письма Эйнштейна, опубликованные вместе с ответами его родных, помогут разрушить миф о том, что нобелевский лауреат холодно относился к своей семье, считает Ханох Гутфрейнд, директор архива Альберта Эйнштейна.
Автор теории относительности, который ездил по миру с докладами и исследованиями, писал близким родственницам почти каждый день. В одном из писем в 1921 году Эйнштейн скажет: "Очень скоро я устану от теории относительности. Даже такая страсть улетучивается, когда ей уделяешь слишком много внимания". Однако этому предсказанию не суждено было сбыться. В любви к физике Эйнштейн был более постоянен, нежели в любви к женщинам.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников