Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Израиль разрывается сегодня надвое. Он ввязался в войну на два фронта - выбивает из «Хамас» в секторе Газа свободу для капрала Гилада Шалита, захваченного 25 июня, и бомбит Юг Ливана, где «Хезболлах» прячет еще двух израильских солдат, похищенных позднее.
На Ближнем Востоке запахло большой войной. Только в один день, среду 12 июля, израильские бомбы превратили в щебень здание палестинского МИД, а Ливан потерял по тем же причинам свой единственный международный аэропорт. Ночные авиарейды Израиля лишили жизни 27 мирных ливанцев. Из Газы сообщают о десятках жертв, в том числе о 9 детях, которым никогда уже не повзрослеть.
Само по себе это чудовищно. При всем восхищении Израилем, который готов не оставить камня на камне ради спасения жизни трех своих граждан, несоразмерность возмездия бросается в глаза. При этом реакция международного сообщества не делает ему, сообществу, чести своей несбалансированностью. Только вообразите, как затрясся бы в гневе небоскреб ООН, если бы погибли 9 израильских детей. Разве цена человеческой жизни указана в национальном паспорте?
Но самое страшное - это подозревать, что, скорее всего, есть некий неочевидный дьявол, который в соответствии с китайской поговоркой «сидит на горе, наблюдая за схваткой двух тигров». В данном случае израильского и арабского. Похоже, новая война на Ближнем Востоке нужна кому-то больше, чем боевикам «Хезболлах» - освобождение всех ливанских и палестинских заключенных из тюрем Израиля.
В самом деле, эти заключенные томятся там годами. Не произошло ничего такого, что бы заставило «Хезболлах» именно теперь потребовать для них немедленной свободы в обмен на израильских пленников. Тем более, что побоище, учиненное Израилем в Газе, не оставляло никаких сомнений, чем это кончится в ливанском случае.
Таким образом «Хезболлах» очень хотела, чтобы Израиль ее ударил и крепко.
Это был международный вариант провокации Матерацци против Зидана. И Израиль поступил в точности как вспыльчивый гений французского футбола. Он попался в капкан, где «Хамас» и «Хезболлах» - это два сомкнувшихся лезвия, а саму ловушку устроил кто-то третий.
Действительно, у «Хезболлах» не было никаких видимых причин, чтобы рисковать свои нынешним положением мощной военной организации и одновременно авторитетной политической партии мусульман-шиитов Ливана. У «Хезболлах» - солидно представительство в ливанском парламенте. Её программы социальной поддержки и медицинской помощи снискали общенародное уважение.
Наконец, «Хезболлах» владеет «Аль-Манаром», популярным телевизионным каналом, делающим партии ежедневный пиар. Все это благополучие пришло к «Хезболлах» после того, как организация выполнила в мае 2000 года свое обещание - вытеснить израильские войска из Ливана.
Чего ради в этой радужной ситуации у шейха Хасана Насролла, лидера «Хезболлах», вдруг проснулся острый интерес подставить свою партию и ее военизированное крыло «Исламское сопротивление» под ливень израильских бомб?
За ответом заглянем в историю. Зародыш «Хезболлах» возник в 1982 году по инициативе группы шиитских клерикалов. Организация крепла, обрастала людским потенциалов в долине Бекаа бок о бок с 2 тысячами «стражей иранской революции», направленными Тегераном в помощь борьбе ливанцев с израильской оккупацией.
С тех пор связи «Хезболлах» с Ираном мало уступали ее близким отношениям с Сирией. Пожелание иранских покровителей и финансовых спонсоров могло стать решающим для столь провокационной и опасной для самой «Хезболлах» акции, как захват израильских солдат.
Тегеран прекрасно понимает: его игра в кошки мышки вокруг своей ядерной программы не может продолжаться вечно. Убаюкивающие заявления Али Лариджани, секретаря высшего совета национальной безопасности Ирана, насчет того, что «мы находимся в начале долгого пути», уже набили оскомину. Международное сообщество устало ждать внятного ответа на свой пакет предложений. На встрече в среду в Париже «шестерка» в составе России, США, Великобритании, Франции, ФРГ и Китая отправила иранское досье в СБ ООН.
Это вовсе не значит, что отношение России и Китая к возможным санкциям против Ирана совпадет с позицией остальных членов «шестерки». Но нынешнее единомыслие в стане «неверных» не может не подстегнуть лучшие умы Тегерана на поиск запасного выхода.
А что может быть в этом смысле более подходящим, чем еще одна большая война на Ближнем Востоке?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.