Политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников.
Прошедшая в Москве конференция организации среднего бизнеса «Деловая Россия» обнаружила новую тенденцию в экономических предпочтениях части предпринимателей и бизнесменов. Это - стремление решать экономические проблемы путем массированного вмешательства государства в экономику с параллельным снижением налогов и акцентом на увеличение инвестиций в крупные промышленные и инфраструктурные проекты. Если учитывать, что «Деловая Россия» в ее нынешнем состоянии очень тесно сотрудничает с партией власти, «Единой Россией», то просто отмахнуться от мер предлагаемых организацией, во главе которой стоит предприниматель Борис Титов, невозможно.
Вероятно поэтому на обсуждение доклада «Экономическая модель суверенной демократии» пришли вице-премьер правительства, курирующий экономику, Александр Жуков, глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов, которого многие называют главным экономическим идеологом премьер-министра Михаила Фрадкова, председатель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, директор Всемирного банка по России Кристалина Георгиева.
Они-то как раз по преимуществу, иногда довольно жестко, оппонировали предложениям «Деловой России», претендующей на то, чтобы ее доклад лег в основу экономической части новой программы «Единой России». А вот замглавы президентской администрации Владислав Сурков как раз воспользовался трибуной форума с характерным названием «Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее» для того, чтобы в по-плакатному доступной манере обозначить экономические приоритеты, подкрепив их ссылкой на Че Гевару, настаивавшего на полной экономической самостоятельности Кубы.
Без столь эффектных примеров объяснить смысл словосочетания «экономика суверенной демократии» действительно непросто, как непросто было понять, почему ключевые участники дискуссии непременно обращали внимание на возможность утраты Россией экономического суверенитета. Это сильно удивило мэтра российской политики, экс-премьер-министра Евгения Примакова, который, не будучи экономическим либералом, тем не менее, выразил крайнее недоумение по поводу этого термина, заметив, что в условиях глобализации экономики и интернационализации бизнеса разговоры об «экономике суверенной демократии» несколько бессмысленны. «Это вы оригинальничаете», - обратился он к авторам доклада.
Вообще любые предложения, призванные обосновать активизацию государственного вмешательства в экономику, действительно в существенной мере идеологизированы. Замечание главы исполкома «Единой России» Андрея Воробьева по поводу того, что «мы научились считать деньги в своих единицах, а значит, научились жить своим умом», ничего другого, кроме недоумения, не вызвало. (Речь идет о принятом Думой законе, запрещающим использование понятий «условная единица» и «доллар» при описании экономических процессов. Законопроекте, который резко критиковали правительство и министерство финансов.) В докладе «Деловой России» говорилось и о переходе «от политики экономических реформ к экономической политике», что тоже вызвало отрицательную реакцию. В том числе и потому, что многие структурные реформы в России не только не закончены, но и еще даже не начинались.
Вице-премьер Александр Жуков, не вдаваясь в схоластические тонкости экономической философии, просто подверг резкой критике наиболее опасные предложения «Деловой России». В частности, идею перехода от профицитного бюджета к дефицитному ради увеличения инвестиционных расходов: «Вы утверждаете, что это снизит зависимость бюджета от нефтяной конъюнктуры. Но как раз несбалансированный бюджет увеличивает эту зависимость». Пренебрегать макроэкономической стабильностью и сбалансированностью бюджета нельзя, считает вице-премьер, иначе вообще любые предложения по увеличению инвестиций теряют смысл. К тому же совершенно не важно, как будет называться экономическая модель, в соответствии с которой строится новая экономика, а гораздо важнее просто не нарушать законы рынка.
Предложения по снижению налогов не поддержал замминистра экономического развития Андрей Белоусов, а вот идея постепенного перехода от НДС к налогу с продаж понравилась Аркадию Дворковичу. Возможно, потому, что он сам является ее автором. На предложение о создании Национальной администрации экономического развития (НАЭР), которая сопровождала бы крупные целевые проекты, вообще никто не обратил внимания, потому что в России только-только заработал механизм Ивестиционного фонда, как раз и основанный на софинансировании крупных начинаний государством и бизнесом.
Словом, создалось четкое впечатление: вот, с одной стороны, политическая составляющая работы «Деловой России», позиционирующейся в качестве одного из «мозговых центров», готового работать на власть, а вот, с другой, реальные проблемы среднего бизнеса, о которых тоже говорили на конференции, но, что характерно, на секционных заседаниях, а не на пленарном. Они, эти проблемы, не столь эффектны. И уж точно никакого отношения не имеют к словесной эквилибристике вокруг «экономики суверенной демократии», смысл которой так и не был до конца прояснен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.