1810 - построена Шереметевская больница (с 1929 года - институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского)
1810 - построена Шереметевская больница (с 1929 года - Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского).
Еще в конце 1780-х годов граф Николай Петрович Шереметев и его супруга Прасковья Ивановна задумали и начали устройство этого дома, чтобы «облегчить страждущих», тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня, бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на «Черкасских огородах» близ Спасской улицы. Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Шереметев писал императору: «Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве Странноприимный дом для содержания в оном, на моем иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных, и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных». 21 апреля 1803 года на этом документе появилась подпись императора Александра I: «Быть по сему, Александр». Строительство главной части и левого крыла здания было закончено после смерти Жемчуговой в 1803 году. Графа Шереметева уже не удовлетворяет существующий проект здания, поскольку теперь он решает сделать Странноприимный дом величественным памятником Прасковье Ивановне. Единомышленником в осуществлении этого грандиозного плана становится друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги. В апреле 1804 года состоялась закладка четырех флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. Открытие Странноприимного дома, рассчитанного на опеку 100 нуждающихся, состоялось 11 июля 1810 года в присутствии огромного количества людей, но без графа Шереметева - он умер от простуды почти за год до этого события. Первые призреваемые в доме были старше 50 лет - отставные офицеры, нижние чины, чиновники, священники, мещане, были и иноземцы. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения, и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов. В 1919 году при Шереметевской больнице создают Станцию скорой помощи, а в 1923 году организуют Научно-исследовательский институт скорой помощи и переливания крови и присваивают ему имя выдающегося русского хирурга - основоположника неотложной хирургии Николая Васильевича Склифосовского. Сейчас за старым зданием больницы высится новый комплекс, оборудованный по первому слову медицины. НИИ имени Склифосовского сегодня - мощное научно-исследовательское и лечебное учреждение с множеством клинических и научных отделений, где работают более трех тысяч ученых, врачей и медсестер. А еще в институте создан музей - там собраны экспонаты, рассказывающие и об истории создания Дома, и об истории русской и советской медицины.
1937 - умер Джордж Гершвин
1937 - умер Джордж Гершвин (1898-1937), американский композитор, пианист.
Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Не получив систематического музыкального образования, брал уроки музыки у Ч.Хамбитцера (фотепиано), Р.Гольдмарка (гармония). Приобрел известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю. Позднее обратился также к инструментальным жанрам и опере. Гершвин - виднейший представитель так называемого симфонического джаза. Особенности стиля композитора - сочетание традиций импровизационного джаза, элементов афро-американского музыкального фольклора (блюз, спиричуэл) и характерных черт легкого жанра с классическими формами европейской музыки - оперной, симфонической, концертной. Несмотря на различные влияния, музыка Гершвина отличается ярким своеобразием. Его творчеству присущи сатирические черты, острый юмор и гротеск (мюзиклы на политические темы «Пусть гремит оркестр», «О тебе я пою», симфоническая сюита «Американец в Париже»). В числе лучших произведений Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано и джаз-оркестра (1924) и опера «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Создание этого произведения для классика американской эстрадной музыки было мечтой всей жизни. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в Бостоне в сентябре 1935 года, когда композитор уже был на вершине славы. В основе либретто оперы - роман американского писателя Хайуарда о жизни американских негров. «Порги и Бесс», конечно же, не вписывалась в традиционные каноны оперного жанра - ее музыкальная фактура насыщена элементами негритянского фольклора и блюзовыми интонациями. Тем не менее опера уже свыше 70-ти лет не сходит со сцен ведущих театров мира. Очень многие мелодии из «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. Та же «Колыбельная» - «Summertime» - звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные темы оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона. Опера «Порги и Бесс» - первая в истории США национальная опера, стоящая на уровне лучших музыкальных произведений ХХ века.
1971 - осуществлена постановка рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»
1971 - осуществлена первая постановка рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда».
12 июля 1971 года на Бродвее состоялась премьера рок-оперы « Иисус Христос - Суперзвезда». Анализируя феномен этого мюзикла, специалисты утверждают, что бум, вызванный его появлением, сравним с изобретением первых летательных аппаратов, поднявших человека в воздух. Благодаря появлению этой рок-оперы, из никому не известного композитора Эндрю Ллойд Уэббер мгновенно стал знаменитостью. Идея создания музыкального произведения, по своему изображающего последние семь дней жизни Иисуса с точки зрения Иуды Искариота, пришла в голову не менее молодому в то время и никому, кроме Уэббера, не известному либреттисту Тиму Райсу. В трактовке Райса, Иуда Искариот не хотел предавать «Учителя», но по воле рока именно на него пал выбор совершить предательство. Невероятными усилиями молодые авторы убедили компанию MCA рискнуть и вложить деньги в запись произведения. Для того, чтобы «хоть как-то» завлечь покупателя, для исполнения роли Иисуса приглашается Ян Гиллан. В требовательном Лондоне премьера альбома прошла незамеченной. Зато в США записанная на «винил» рок-опера мгновенно заняла первое место среди поп-альбомов 1971 года. В 1973-м году экранизирована. В течение прошедших 35 лет постановки шоу «Иисус Христос - Суперзвезда» осуществлялись на сценах 17 стран мира. В России постановку рок-оперы на русском языке впервые осуществил Санкт-Петербургский Государственный театр «Рок-опера». Этот театр - единственный в России, в таком жанре не работает больше ни один коллектив.
1831 - умер Василий Михайлович Головнин
1831 - умер Василий Михайлович Головнин, мореплаватель, вице-адмирал.
Василий Головнин родился 19 апреля 1776 года в селе Гулынки, ныне Старожиловского района Рязанской области. В 1792 году окончил Морской корпус. В 1801-1805 годах служил в английском флоте. По возвращении в Россию составил свод морских сигналов. Совершил два кругосветных плавания: в 1807-1809 годах на шлюпе «Диана» и в 1817-1819 годах на шлюпе «Камчатка». В 1811 году провел точную опись и составил карту Курильских островов от пролива Надежды до восточного берега острова Итуруп. Во время описи острова Кунашир был захвачен в плен японцами. Описал свое пребывание в Японии и кругосветные плавания в книгах: «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах. С приобщением замечаний его о японском государстве и народе»; «Путешествие... шлюпа «Дианы» из Кронштадта в Камчатку... в 1807-1809 годах»; «Путешествие вокруг света..., совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818, 1819 годах». Сокращенное описание путешествий Головнина переиздано в его «Сочинениях» (1949). В 1821 году Василий Головнин был назначен помощником директора Морского корпуса, с 1823 года - генерал-интендант флота. Будучи высокообразованным человеком, талантливым администратором, успешно руководил деятельностью кораблестроительного, комиссариатского и артиллерийского департаментов (при Головнине было построено свыше 200 кораблей, в том числе первые пароходы). Воспитал целую плеяду мореплавателей, среди которых Ф.П.Литке, Ф.П.Врангель. Умер 11 июля 1831 года от холеры. Именем Головнина названы пролив между Курильскими островами, гора и мыс на Новой Земле.
1903 - родился Рудольф Иванович Абель
1903 - родился Рудольф Иванович Абель (Фишер Вильям Генрихович), советский разведчик.
Вильям Фишер родился 11 июля 1903 года в Ньюкасле-на-Тайне (Англия). В Великобританию родителей будущего разведчика - выходца из семьи немцев-переселенцев Генриха Фишера и его жену Любу, уроженку Саратовской губернии - выслали из России в 1901 году за революционную деятельность. В 16 лет Вильям Фишер поступил в лондонский университет. Когда в 1920 году Фишеры вернулись в Россию и стали советскими гражданами, Вилли (так звали его друзья) вместе со старшим братом Генрихом стал работать переводчиком в отделе международных связей Исполкома Коминтерна. В 1924 году он продолжил образование в Институте востоковедения в Москве, но по окончании 1-го курса был призван на воинскую службу, где получил специальность радиста - позже это определило его дальнейшую судьбу. В 1927 году Вильям Фишер начал службу в органах госбезопасности и неоднократно выезжал за рубеж с разведывательными заданиями, пока в 1939 году не был уволен с учетом «особенностей ситуации в Европе» как имеющий немецкие корни. Вилли вернулся к своей гражданской специальности и до начала войны проработал на одном из авиазаводов инженером. Осенью 1941 года Фишера вернули в органы для работы в новом подразделении по созданию разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов. После окончания войны Вильям Фишер стал сотрудником внешней разведки и попал в число тех, кого готовили к нелегальной работе. Под псевдонимом «Марк» он был направлен в ноябре 1948 года в США, где руководил нелегалами из «атомной группы». В Нью-Йорке стал свободным художником Эмилем Голдфусом и легко вошел в местное общество как добропорядочный американец. Причиной ареста Абеля стало предательство связника; суд приговорил разведчика к 30-ти годам тюрьмы. На судебном процессе по обвинению в шпионаже Вильям Фишер назвался именем своего умершего друга и коллеги Рудольфа Абеля, чтобы тем самым дать знать Центру о своем провале. В феврале 1962 года близ Потсдама был осуществлен обмен Абеля на осужденного военной коллегией Верховного Суда СССР американского летчика-шпиона Пауэрса. До самой своей смерти 15 ноября 1971 года Рудольф Абель работал в центральном аппарате внешней разведки. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. В 2001 году в Москве вышла книга Николая Долгополова «Они украли бомбу для Советов», в которой подробно рассказывается о работе Абеля с «атомной группой».
1995 - США и Вьетнам возобновили дипломатические отношения
21 ноября 1991 года, впервые с момента разрыва около 40 лет назад дипломатических отношений между США и Вьетнамом, в постоянном представительстве США при ООН в Нью-Йорке начались американо-вьетнамские переговоры по проблемам нормализации отношений между двумя странами. Американскую делегацию возглавлял помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Ричард Соломон, вьетнамскую - заместитель министра иностранных дел Ле Мой. Стороны обсудили ряд вопросов двусторонних отношений, включая проблему вьетнамских беженцев и американских военнослужащих, пропавших без вести в ходе войны во Вьетнаме; были затронуты вопросы мирного процесса в Юго-Восточной Азии. По итогам переговоров было принято совместное коммюнике. 11 июля 1995 года президент США Билл Клинтон выступил с заявлением в Белом доме, объявив о «нормализации отношений с Вьетнамом». 5 августа 1995 года в Ханое госсекретарем США Уорреном Кристофером и министром иностранных дел Вьетнама Нгуен Мань Камом были подписаны документы о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами.