Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура специально для РИА Новости
Социальное и экономическое развитие в современном индустриальном мире глобализации невозможно без квалифицированной образованной рабочей силы.
Инвестиции и помощь на нужды развития принесут гораздо большую отдачу, если местное население будет обладать достаточными знаниями для того, чтобы найти им нужное применение. Первым шагом в создании необходимых условий для этого является образование.
В 2000 году правительства стран мира пообещали обеспечить возможности для получения образования каждому мужчине, женщине или ребенку к 2015 году. С тех пор около 20 млн студентов поступили в начальные школы в странах Африки, расположенных к западу от Сахары, а также в Западной Азии. В 47 странах удалось добиться всеобщего начального образования. Количество школьников, получающих среднее образование, увеличилось в 4 раза по сравнению с числом учеников начальных школ. В 70 из 110 стран, участвовавших в исследовании, расходы государства на образования существенно возросли.
Тем не менее, более 100 млн детей начального школьного возраста не посещают школы. Большинство из них живут в странах Африки, 55% из них - девочки.
Около одной пятой взрослого населения земного шара (около 771 млн человек), две трети из которых женщины, не умеют читать и писать.
Обеспечение всеобщего образования требует твердой политической воли, человеческих и финансовых ресурсов мирового сообщества.
Лидеры стран «большой восьмерки», которые встретятся в Санкт-Петербурге в этом месяце, могут ускорить этот процесс. Эти страны являются главными донорами в усилиях международного сообщества на этом направлении. Всеобщее образование не может быть обеспечено без их участия.
В прошлом году в Глениглсе (Великобритания) лидеры «восьмерки» пообещали дополнительно выделять $50 млрд помощи ежегодно до 2010 года, при этом не меньше половины средств планировалось направить странам Африки. Нет данных о том, какой процент этих средств будет направлен на образование. Но это должна быть существенная часть.
Если мы хотим добиться всеобщего образования к 2015 году, на начальное образование необходимо выделять около $12 млрд ежегодно (в 2004 году выделялось лишь около $4,4 млрд). Приоритетными должны стать те страны, которым это наиболее необходимо - 52 наименее развитых страны мира получают лишь одну треть средств, выделяемых на образование, а остальные средства распределяются между странами со средним уровнем развития, в которых достаточно хорошо развито начальное образование.
ЮНЕСКО и ее партнеры по ООН, гражданское общество и правительства должны совместными усилиями выработать четкую стратегию по максимально эффективному использованию этих средств.
Приоритетным вопросом является подготовка преподавателей. К 2015 году по всему миру необходимо на 18 млн больше преподавателей, и они должны иметь лучшую подготовку. В настоящее время в беднейших странах образование самих преподавателей немногим выше начального уровня.
Крайне важны также грамотность взрослого населения и программа непрерывного обучения. Грамотное население может большего добиться, у них более здоровый образ жизни и меньшие семьи, они более заинтересованы в том, чтобы их дети (и особенно девочки) получили образование.
Кроме того, помощь должна быть более предсказуемой, чтобы правительства могли осуществлять долгосрочное планирование своей политики. Раньше размер помощи существенно менялся в разные годы. Но средства на образование, к примеру, на выплату заработной платы учителям, должны поступать регулярно, необходимо строить школы и поддерживать их в надлежащем состоянии, обеспечивать учеников учебниками и другими учебными материалами, выделять пособия для бедных родителей, чтобы они могли отправить своих детей в школу.
Отмена платы за обучение, обеспечение бесплатного питания, компенсация заработка детей, вынужденных работать, привели к видимому прогрессу во многих странах. Когда в 2003 году в Кении была отменена плата за обучение, число школьников выросло на 1,2 млн, а к 2004 году 84% детей школьного возраста посещали начальную школу.
Обеспечение всеобщего образования - комплексный долгосрочный процесс. Он требует долгосрочной стратегии.
Дополнительные $12 млрд в год - не астрономическая сумма с учетом тех дивидендов, которые страны, сообщества и отдельные люди получат в результате этой помощи.