В последнее время все чаще в СМИ и Интернете звучит непонятное большинству пользователей слово "флэш-моб". Так называли и проводимые общественные акции, и недавнее голосование на онлайн-конференции президента Владимира Путина. Что же это?
Модное слово
Понятие "флэш-моб" в переводе означает "мгновенная толпа" (от англ. flash - миг и mob - толпа). "Классический" флэш-моб - это мгновенное появление в определенном месте какого-то количества людей, которые действуют по определенному сценарию, т.е. выполняют некий порядок действий, причем люди не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели. Так задумывалось первоначально, но в процессе развития понятие флэш-моба стало более широким: акции носят либо исключительно развлекательный характер, либо имеют особые черты, политические или социальные.
"Вау, вот это диван!", или отправьте телеграмму в Катманду
Больше всего распространены все-таки развлекательные - например, в Германии, на выставке стиральных машин, 200 человек вдруг сделали стойку на одной ноге и принялись поедать бананы. В Японии метро неожиданно заполнили десятки "агентов Смитов" из "Матрицы", исчезнувших через пару остановок, а в Италии 300 покупателей дружно потребовали в книжном магазине несуществующую книгу. Психологи уже называют флэш-моб социо-культурным феноменом, новым видом социальной активности горожан.
Откуда пошла эта забава, сейчас сказать сложно: по официальной версии, зачинщиком всего был американец, программист из Сан-Франциско, Роб Занзуэта. Тот в свою очередь, сказал, что идею он позаимствовал из книги известного американского исследователя информационных технологий Говарда Рейнголда "Умная толпа: следующая социальная революция".
Первая акция "мобберов" состоялась в июне 2003 года в Нью-Йорке. В одном магазине появилось около 150 человек, которые стали придирчиво рассматривать один из ковров. Удивленные продавцы пытались подойти к посетителям со стандартным вопросом: "Чем я могу вам помочь?". "Покупатели" в один голос заявляли, что они выбирают "ковер любви" для своей коммуны. Очень скоро акции прошли в Денвере и Лос-Анджелесе. Затем "зараза" начала распространятся по миру. 7 августа 2003 г. 300 лондонцев сказали в мебельном магазине: "Вау, вот это диван!". 14 августа сто бразильцев на людной улице Сан Паоло сняли по одному туфлю и постучали им по мостовой, вспоминает Utro.Ru.
Первый в России флэш-моб состоялся 16 августа 2003 г., в ГУМе, в центре зала у фонтана, в 19:33. Толпа людей внезапно начала ходить по кругу, а затем аплодировать. Тогда акция осталась незамеченной, но энтузиасты не успокоились: одной из самых успешных акций считается флэш-моб, проведенный у Центрального телеграфа в 2003 году. Игра называлась "Зонтики": ровно в 14:00 надо было открыть зонт и невозмутимо продолжать движение вокруг Центрального телеграфа, если не будет дождя. Однако дождь все-таки пошел, и все участники, согласно одному из условий акции, вошли с зонтами в здание Центрального телеграфа и, перебивая друг друга, стали спрашивать у сотрудников, сколько стоит отправить телеграмму в Катманду. Изумленные количеством людей, задающих одинаковый вопрос, работники телеграфа отвечали, что цена телеграммы в Катманду - 9 рублей за слово. Но никто не смог рассказать, как фактически отправить телеграмму в Непал, и участники представления разошлись.
В городах России и ближнего зарубежья шутники также развлекаются в свое и всеобщее удовольствие: в Торговом центре Омска 40 человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки, а в Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью "Козьма, останься!" В Киеве продавщицу конфет замучили вопросом "Как с помощью сладкого поправиться на семь килограммов?". В Одессе люди в черном возложили цветы к пластиковому клоуну "Макдональдса".
Одним из самых рекламируемых флэш-мобов за последнее время стал призыв отключить мобильные телефоны 1 июля 2006 года в знак протеста против повышения тарифов на исходящие звонки.
Кроме того, состоявшаяся 6 июля онлайн-конференция президента Путина породила сразу несколько спонтанных акций. Идея одной из них принадлежит известному писателю и журналисту Алексею Экслеру и носит название "Президентской". Ориентирован этот флэш-моб был ориентирован преимущественно на москвичей и жителей столицы и заключался в следующем: "6 июля, когда Президент будет отвечать на соответствующие вопросы, проводим флэшмоб "Президентский". Все приходим на Красную площадь, ждем 16 часов по московскому времени, после чего ровно в 16:00 отлавливаем проходящего мимо пацана (желательно - каждый своего), резко задираем на нем майку, целуем в пузо, после чего разбегаемся в разные стороны - заниматься государственными делами. Этот флэшмоб посвящен миру во всем мире."
Другой флэш-моб был связан с вопросами, лидировавшими на конференции. Судя по всему, "обитателям" различных форумов предлагалось проголосовать за наиболее глупые и смешные вопросы. В результате лидировали вопросы про "человекоподобных роботов", "поцелуй мальчика Никиты в живот", "превед и медведа", а также странный, на первый взгляд вопрос про "пробуждение Ктулху". В связи с последним вопросом, у людей неосведомленных возник интерес, кто такой этот Ктулху?
Ктулху - "медвед" номер два?
На самом деле это персонаж ужастиков, "мифологии Ктулху", придуманной писателем Говардом Лавкрафтом. Помимо странного имени у этого создания еще и весьма неординарная внешность: на вид Ктулху подобен одновременно осьминогу, дракону и человеку. По некоторым представлениям, Ктулху имеет голову осьминога, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и драконий хвост. Точный размер его не указывается, но, судя одному из рассказов, он явно не меньше корабля средней величины.
Cпящее на дне океана чудовище Ктулху способно воздействовать на разум человеческих существ. Лежит он в затонувшем городе Р'льех где-то посреди Тихого океана, а когда звёзды примут нужное положение, город поднимется с морского дна и Ктулху освободится.
Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности пока заглушаются толщей воды, под которой он погребён, так что подвластными ему остаются только сны. Если судить по мифам Лавкрафта, то Ктулху не является ни главным героем, ни самым страшным из монстров, почему именно он полюбился поклонникам - непонятно.
Возможно, это объясняется тем, что его истории получила продолжение: он фигурирует в качестве одного из персонажей интернет-комикса "UserFriendly". Существует также инструментальная композиция "The Call of Ktulhu" группы "Metallica" (альбом 1984 года "Ride the Lightning"). Кроме того, этот герой стал "эпическим" на территории форумов и онлайн-дневников, таких как livejournal.com, liveinternet.ru наравне с уже известным "медведом".
Флэш-моб: это модно
Феномен флэш-моба уже исследуется психологами. Что это - синдром толпы, новое развлечение? Очевидно одно: "флэш-моб" это модно. Один из авторов высказывал мнение, что это "групповое психологическое упражнение, которое естественным образом появилось в ходе эволюции; лекарство от депрессии, изобретенное самой жизнью, помогающее людям найти себя, очиститься и избавиться от налетевшего в голову мусора". А вот зампредседателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин как-то даже высказал предположение, что флэш-моб может стать"подготовкой к пиаровским акциям или тренировкой перед выборами".
Другие считают, что флэш-моб - хорошая игра, польза ее в том, что люди все-таки встречаются не только в сети, агрессии такие акции не несут, а участие может быть забавным.
"Профессиональные" мобберы же, "обитающие" на сайте flashmob.ru, настаивают на том, что все это - smart mob, то есть "умная толпа".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников