Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
Интернет-конференция главы государства, помимо своей прямой функции - общения президента с народом, выполнила еще одну, на первый взгляд факультативную, а на самом деле крайне важную. Она «прозондировала» общественное мнение, настроения граждан, выявила блоки наиболее болезненных проблем, которые волнуют россиян. Выборка оказалась достаточно репрезентативной - почти 160 тысяч вопросов, заданных на сайте Яндекса, и более 1000 - на сайте BBC. (Для сравнения - Интернет пресс-конференция Владимира Путина, которая прошла в 2001 году, собрала чуть более 10000 вопросов, что свидетельствует и о росте численности пользователей Интернета, и об изменениях в политической культуре россиян, стремящихся задавать власти вопросы.)
Заданные вопросы четко разделились на две категории: серьезные, бытового, социально-экономического и общественно-политического свойства, и по-интернетовски юмористические. А где-то посередине между ними стоял один-единственный животрепещущий вопрос, который чрезвычайно волновал аудиторию: почему президент поцеловал мальчика Никиту Конкина в живот. Интерес был удовлетворен: «По-честному, просто захотелось потискать его, как котенка...». Благодаря естественной человеческой реакции президента, мальчик теперь войдет в политическую историю страны...
Характер наиболее часто задаваемых вопросов позволил представителю Яндекса заявить, что жить в стране стало «лучше и веселее». Но вполне очевидно, что вся «веселость» связана с особенностями Интернет-аудитории - продвинутой, как правило, неплохо материально обеспеченной или просто адаптированной к современной жизни. Да и надо к тому же понимать, что, вступая в зону Интернета, нужно быть готовым к несколько фамильярному тону. Не случайно Владимиру Путину поступил и такой вопрос, он же крик души пользователя, начитавшегося вопросов Интернет-аудитории: «Владимир Владимирович, почему так много идиотов имеют доступ к Интернету?»...
Если отвлечься от вопросов, которые граждане по старой советской привычке адресовали первому лицу государства, как если бы он был юрисконсультом, адвокатом или сотрудником собеса, то можно выделить несколько главных тематических блоков, свидетельствующих о наличии проблемных зон. Это, в частности, жилье, армия и национальный вопрос. При этом нетрудно заметить, что все они отчасти связаны с демографией.
Пример популярного вопроса по жилищной проблематике: «Когда молодая семья действительно сможет осилить свою квартиру, не думая о том, «чем мне завтра кормить ребенка»?
Армейские проблемы: «Считаете ли Вы, что необходимо призывать в армию молодых людей, у которых жены беременны и отцов детей в возрасте до 3 лет? И как это согласуется с Вашей демографической стратегией?». «Когда, наконец, не будет общего призыва?».
Национальный вопрос: «Когда закончится дискриминация русских?», «Когда в России перестанут бить за смуглую кожу и южные глаза?».
Все эти вопросы - четкие социальные индикаторы. В России проблемы с доступным жильем; нынешний способ комплектования армии беспокоит очень большое число людей (президент, впрочем, ответил, что в ближайшее время отказ от призыва все-таки невозможен); межэтнические противоречия, связанные прежде всего с наплывом рабочей силы из-за рубежа, достигают критических степеней.
В Интернет-конференции, которая стала своего рода продолжением Прямых телевизионных линий в общении президента с гражданами, есть одно интересное свойство - вопросы не менее существенны, чем ответы. И они сигнализируют о ключевых, самых болезненных проблемах страны. В этом важное преимущество подобного рода формата коммуникаций власти и граждан.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции