Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
То, что в России существует проблема ксенофобии, давно уже ни для кого не секрет. Первыми еще в начале 1990-х тревогу забили правозащитники, теперь ситуация обострилась настолько, что даже власть была вынуждена признать - ксенофобия, национальная неприязнь, фашизм в России существуют, и это не единичные случаи, а тенденция. Однако говорить о ксенофобии россиян по отношению к какой-то определенной национальной группе весьма затруднительно - все зависит от региона, конкретной ситуации, стечения обстоятельств. Да и вообще необходимо понять - какие действия скрываются за словами "ксенофобия", "национальная неприязнь"?
«Каких-либо фактов, связанных с возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды в отношении армян не зафиксировано», - заявил, будучи с визитом в Ереване в конце июня, глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Буквально через несколько дней после того, как были озвучены эти слова, в московском метро было совершено нападение на армян - уже, кстати, не первое в этом году. Правоохранительные органы Москвы признали, что мотивом последнего нападения стала национальная неприязнь.
Как преступления, совершенные на почве национальной ненависти или вражды, квалифицируются правоохранительными органами и два убийства армянских юношей, совершенных весной. Напомним, что в апреле в метро был убит 17-летний Виген Абрамянц, а в мае в электричке 19-летний Артур Сардарян.
О чем же тогда говорил министр внутренних дел?
Вероятнее всего, главный смысл его слов в том, что в России никто не призывает к ненависти именно к армянам. Нигде нет лозунгов из серии «бей армян», да и вряд ли те, кто нападал на армян, разбирали, кто является объектом нападения. Били «иных», тех, кто оказался в этот момент под рукой.
Легче ли от этого родственникам погибших и раненых? Легче ли от этого россиянам? Разумеется, нет. Проблема ксенофобии и нетерпимости в российском обществе, крайним проявлением которых является убийство, не меняется от осознания того, что представители той или иной национальности стали объектом "нецелевого" нападения. Трагедия в том, что жертвой может оказаться любой человек, обладающий неславянской внешностью, или выделяющийся каким-то иным образом.
Так, согласно классификации информационно-аналитического центра «СОВА», в «группу риска» попадают: темнокожие, уроженцы Центральной Азии, уроженцы Ближнего Востока и Северной Африки, уроженцы стран Азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Вьетнам, Монголия и т.д.), другие люди с неславянской внешностью, представители молодежных субкультур и левацкой молодежи.
По данным центра, наибольшее число расистских и неонацистских нападений, особенно с летальным исходом, зафиксировано в 2004-2006 гг. в отношении уроженцев Кавказа. Среди них в 2004 году правозащитники зафиксировали 14 убийств по национальному мотиву, в 2005 - 9, а с января по май 2006 года - 7.
В то же время следует отметить, что согласно социологическим опросам, проводившимся в последние годы, большинство россиян не одобряют нападений, а тем более убийств на национальной почве, и считают справедливым ужесточение наказаний за эти преступления. Социологи также отмечают, что «доля россиян, питающих антипатию к «инородцам», постепенно сокращается».
Это правда. По данным Фонда общественного мнения, в 2002 году каждый третий участник опроса (32%) заявлял, что испытывает «раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности». В 2004 г. таковых было 29%, а сейчас - 21%. При этом доля уверяющих, что они не испытывают подобных эмоций, постепенно растет: в 2002 г. - 65%, в 2004 г. - 67%, сейчас - 75%.
Возможно, положительная тенденция покажется кому-то незначительной, но все равно она есть. Но полностью избавиться от антипатии к представителям той или иной национальности в России, также как и других странах, вряд ли возможно. И это не какая-то особая российская проблема. Так, по мнению, генерального директора Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, по ряду показателей, среди которых отношение к мигрантам, требования к правительству по защите интересов национального большинства, россияне находятся на одном уровне с европейцами.
Страх и неприязнь к другим народам имеют и корни, уходящие далеко в прошлое, и более современные причины - социальные, экономические и политические.
Если говорить об армянах, то ни исторических, ни политических причин для неприязни к ним у россиян в целом и русских в частности не существует. Между Арменией и Россией всегда были дружеские, даже союзнические отношения. Немаловажную роль в этом играла и продолжает играть принадлежность обеих к христианской цивилизации. Не раз русские приходили армянам на помощь, да и в последние годы, когда у Москвы складывались непростые отношения со многими республиками бывшего СССР, Ереван оставался исключением из этой тенденции. Поэтому основной причиной неприязни, которая существует у некоторых россиян к армянам можно отнести к общему ухудшению отношений к уроженцам Кавказа.
Так, согласно данным специалистов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2004 году среди наций и народов, вызывающих неприязнь, раздражение, назывались в подавляющем большинстве выходцы с Кавказа - чеченцы (14,8% респондентов), азербайджанцы (5,1%), армяне (4,1%), кавказцы в целом (6,0%). А также цыгане (5,1%) и евреи (2,5%). По мнению социологов, ситуация в этом вопросе после 2004 года существенно не изменилась. И в основном эта антипатия строится на неприятии мигрантов, приезжающих в Россию.
Это во многом связано с боязнью конкуренции, в первую очередь, ценовой. Ведь мигранты запрашивают за свою работу гораздо меньше россиян. Вторая причина - опасение, что приехавшие станут устанавливать свои порядки, повлияют на привычный уклад жизни. И не последнюю роль здесь играет тот фактор, что некоторые криминальные группировки формируются именно на основе национальных групп.
Однако не всегда и не везде неприятие какой-либо этнической группы или групп приводит к преступлениям на национальной почве. Здесь многое зависит от политики государства и того, насколько здоровым является общество. Если учесть непростую социально-экономическую ситуацию в российских регионах, многолетнее пренебрежение молодежной политикой, то все эти фобии падают на благодатную почву. И находятся те, кто направляет их в нужное русло. Отсюда и скинхеды, и другие радикальные группировки, нападающие на тех, кто попадается им под руку или устраивающие хорошо организованные погромы.
Как переломить эту ситуацию? Сегодня этим вопросом в России озабочены и власть, и общественные и религиозные институты. Попытки справиться с проблемой ксенофобии делаются и при помощи программ по оказанию содействия мигрантам, образовательных и культурных мероприятий, работе с молодежью. Изменилось отношение к этому вопросу и среди правоохранительных и судебных органов - они перестают бояться скрывать преступления, совершенные на национальной почве за другими мотивами - корыстным, бытовым и т.д. И если полностью победить ксенофобию невозможно, то снизить количество преступлений по мотивам национальной неприязни реально. И такое намерение у россиян есть - и на уровне власти, и на уровне общества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.