Марк Завадский
СЯНГАН (Гонконг), 6 июл - РИА Новости. Эксперты всего мира пытаются разгадать загадку распространения птичьего гриппа в Китае, в то время как китайский водитель грузовика, заразившийся вирусом в середине июня, идет на поправку.
По данным китайских СМИ, ссылающихся на врачей больницы в городе Шэньчжэнь на юге страны, 24-летний больной по фамилии Цзян читает, пишет и даже слушает музыку. В ближайшее время врачи планируют разрешить ему дышать самостоятельно - последние двадцать дней пациент подключен к аппарату искусственного дыхания.
Радоваться выздоровлению больного мешает одно тревожное обстоятельство - никто до сих пор не знает, где и как заразился Цзян, местные власти не сообщали о вспышках H5N1 среди птиц на юге Китая в последние два месяца.
"Все страны равны перед птичьим гриппом" - такова публичная позиция международных чиновников, занимающихся координацией усилий по предотвращению пандемии по всему миру. "Эпидемия может начаться в любой стране мира. Мы не можем сказать, что вероятность начала глобальной пандемии в одной стране выше, чем в другой", - заявил РИА Новости глава азиатско-тихоокеанского представительства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Шигеру Оми.
В неофициальных беседах чиновники ВОЗ менее дипломатичны. "Ситуация в Китае вызывает у нас очень серьезное беспокойство", - утверждает другой представитель ВОЗ, просивший не указывать его имени. С октября прошлого года в Китае было отмечено более 30 вспышек птичьего гриппа среди птиц, причем очаги инфекции появлялись по всей стране - от провинции Гуандун на юге до Внутренней Монголии на севере.
"Такое впечатление, что инфекция бродит внутри Китая и периодически прорывается в виде нарывов в разных местах" - говорит собеседник РИА Новости и вновь подчеркивает, что не хотел бы, чтобы его имя упоминалось в контексте таких заявлений.
Этого чиновника можно понять: у ВОЗ и китайских властей итак непростая история взаимоотношений. В начале 2003 года, во время вспышки атипичной пневмонии, китайские власти довольно долгое время пытались скрыть масштабы бедствия.
Вот как ситуация описывается в новой книге "SARS - как была остановлена глобальная пандемия", опубликованной ВОЗ в июне этого года: " Когда вирус появился в Китае, система здравоохранения КНР была недофинансирована и страна была не готова к адекватному ответу. Китай не смог вовремя распознать эпидемию, что позволило вирусу распространиться по всей стране, а затем и за ее пределы. ВОЗ неоднократно просила китайские власти предоставить доступ к информации по болезни, в том числе в ходе нелицеприятной беседы между Шигеру Оми и министром здравоохранения КНР в марте 2003 года в Гонконге".
Чиновники ВОЗ признают, что Китай извлек уроки из того опыта и сегодня намного охотнее идет на сотрудничество. Однако вопросы к китайским властям остаются.
"Значительная часть случаев заражения человека птичьим гриппом происходила в районах, где не фиксировалось вспышек инфекции среди птиц, мы пока не знаем, как это объяснить, - говорит официальный представитель пекинского офиса ВОЗ Рой Вадья. - Мы не утверждаем, что китайские власти скрывают вспышки инфекции среди птиц, но нам нужно как-то объяснить эту странность".
По мнению гонконгкских экспертов, китайские власти сегодня искренне заинтересованы в том, чтобы "гасить" источники инфекции на ранней стадии, проблема в том, что местные власти не всегда готовы оперативно сообщать о новых случаях заражения. Есть проблемы с крестьянами, которые боятся принудительного уничтожения всей домашней птицы и скрывают факты падежа от контролирующих органов.
Между тем, по данным исследования международной группы ученых, опубликованного в начале этого года в престижном американском журнале U.S. proceedings of the National Academy of Science, именно южные районы Китая являются источником всех известных на сегодня вспышек птичьего гриппа.
Большая часть образцов для исследования была собрана в национальных парках Май По в Гонконге и на озере Поян в провинции Цзянси, которые считаются главными местами зимовки перелетных птиц со всей Азии. По мнению ученых, результаты их исследования позволяют однозначно утверждать, что все четыре "вирусных семьи" - Z,V и W - в Индонезии, и так называемый тип "дельты Меконга" во Вьетнаме, происходят от одного вируса, выявленного у уток в китайской провинции Гуандун в 1996 году.
Ученым удалось проследить механизм распространения вируса по всему миру за последние несколько лет. По их данным, первоначально вирус появляется у домашней птицы на юге Китая, затем он передается перелетным уткам, зимующим на озере Поян на юго-востоке Китая. Следующим "центром заражения" становится провинция Цинхай, где утки, способные жить с птичьим гриппом длительное время, "делятся" вирусом с другими перелетными птицами. Затем вирус распространяется на запад - в Казахстан, Россию, Монголию, Турцию, Хорватию и Румынию.
Другой путь вируса идет в Юго-Восточную Азию, где он передается, как с перелетными птицами, так и с домашней птицей, которая перевозится из одной страны в другую, утверждается в докладе.
Сегодня почти все эксперты согласны с тем, что вирус птичьего гриппа уже укоренился в экосистеме юга Китая и избавиться от него практически невозможно.
"Поскольку мы находим вирус у разных видов птиц, можно сделать вывод, что птичий грипп стал неотъемлемой частью нашей экосистемы, - отмечает министр здравоохранения Гонконга Йорк Чоу. - Причем речь идет не только о Гонконге, но и о всем юге Китая".
"Это значит, что на юге Китая сформировалась идеальная "стартовая площадка" для мутации и развития вируса. Вопрос лишь в том, сможет ли он воспользоваться такой возможностью", - заключает в интервью РИА Новости известный гонконгский эксперт по инфекционным болезням, доктор Ло Вин Лок.