Рейтинг@Mail.ru
В России начал работу Инвестиционный фонд - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В России начал работу Инвестиционный фонд

Читать ria.ru в
На днях специальная комиссия отобрала еще два проекта в дополнение к уже имеющимся четырем, которые будут профинансированы из недавно созданного Инвестиционного фонда. Цель фонда - софинансирование государством вместе с частным сектором крупных, ценой не менее 5 миллиардов рублей, инфраструктурных проектов...

Политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников.

На днях специальная комиссия отобрала еще два проекта в дополнение к уже имеющимся четырем, которые будут профинансированы из недавно созданного Инвестиционного фонда. Цель фонда - софинансирование государством вместе с частным сектором крупных, ценой не менее 5 миллиардов рублей, инфраструктурных проектов. Среди одобренных планов - проект развития Нижнего Приангарья; проект магистральной трассы в районе Санкт-Петербурга; проект строительства участка скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург; проект строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске; проект освоения «Норильским никелем» ресурсов Читинской области и проект строительства нового выхода с Московской кольцевой автодороги на трассу М1.

На этот год сумма, заложенная в Инвестфонд, составляет почти 70 миллиардов рублей. Буквально несколько дней назад президент распорядился направить сэкономленные на процентах при досрочных выплатах российского долга Парижскому клубу 7,7 миллиардов долларов в инвестиционный фонд. В 2007 году его «емкость» составит уже 200 миллиардов рублей.

Проектов пока мало, их цена в 2006 году ниже, чем даже небольшие финансовые ресурсы Инвестфонда, сама проработанность бизнес-планов невелика. Первоначально было представлено 46 проектов. Селекция, главным критерием которой был вклад инвестиционных замыслов в экономический рост, оказалась более чем масштабной. Считается, что дальше дело пойдет «веселее» - и проекты станут содержательнее, и подготовка их окажется более профессиональной. Но пока картина начинающегося государственно-частного партнерства не слишком впечатляет.

Собственно, сам замысел Инвестфонда в его аутентичном виде был вполне разумен. Логика такая: инфраструктурные проекты, без которых невозможен экономический рост в такой гигантской стране, как Россия, могут и должны быть инициированы частным бизнесом. Но замыслы предсказуемым образом оказываются столь значительными и объективно затратными, что без государственного софинансирования не обойтись (доля частного сектора в софинансировании должна быть не менее 25 процентов). Чтобы не увеличивать инвестиционную нагрузку на федеральный бюджет, формируется специальный фонд, чей предельный объем пополняется за счет части «сверхдоходов» бюджета и сэкономленных от досрочного погашения государственного внешнего долга средств.

Управляет этими средствами от имени правительства Министерство экономического развития и торговли. Характерно, что похожую схему пытались применять и в середине 1990-х годов, когда Министерство экономики пыталось отбирать наиболее перспективные проекты и, соответственно, обеспечивать их софинансирование. Но, во-первых, степень эффективности проектов была невелика и, во-вторых, в реформируемой экономике в то время просто физически не было денег.

Когда идея фонда только обсуждалась в правительстве, многие независимые экономисты сомневались в целесообразности его создания, ссылаясь на крайне неудачный опыт всех предыдущих попыток подобного рода вмешательства государства в инвестиционный процесс. Вполне очевидно, что фонд немедленно стали рассматривать как очередную «кормушку» - не случайно среди первых заявок были проекты организации туристического маршрута по Нескучному саду в Москве и строительства коттеджного поселка в 500 домов, которое инициировал бравый боец отряда милиции особого назначения. Но, надо признать, что все зависит от четкости критериев и адекватного понимания отборочной комиссией экономической результативности проектов, которая может измеряться самыми разными параметрами, включая создание сотен тысяч новых рабочих мест. И, разумеется, комиссия должна владеть непростым «боевым» ремеслом - способностью отличить воровство государственных средств от действительно масштабного и экономически эффективного плана. Пока, судя по числу отсеянных проектов, «селекционеры» с этой задачей справляются более или менее успешно. Лишь бы это не превратилось в их основную функцию...

Проектантам придется укладываться в первоначальную смету. Что само по себе не просто. Недавно Ольборгский университет (Дания) провел весьма поучительное исследование внедрения крупных проектов. Была проанализирована стоимость 258 проектов, реализованных в 20 странах мира в 1910-1998 годах. Выяснилось, что 90 процентов начинаний были выполнены с превышением первоначальной сметы, а удорожание большинства проектов составило в среднем от 50 до 100 процентов. Эффект же от проектов Инвестфонда с этой точки зрения можно будет измерить еще не скоро.
В идеале функционирование этого нового инвестиционного механизма должно наглядно продемонстрировать возможность и желательность разумного вмешательства государства в экономику.

Во всяком случае,  в период высоких цен на нефть, когда и государство, и многочисленных лоббистов интересует только один сакраментальный вопрос - «Как потратить?». А вот что произойдет в ситуации, когда эти цены упадут и, соответственно, исчезнут источники пополнения Инвестфонда, никому не известно. Да, похоже, это пока никого и не интересует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала