Нынешний телесезон, завершающийся через неделю-другую, стоит на трех китах. Это экранизации «Мастер и Маргарита», «В круге первом» и «Доктор Живаго». Они знаменуют художественный успех отечественного ТВ и обнадеживают в том смысле, что достаточно широкая аудитория не утратила любопытства к духовным исканиям и достижениям высокой культуры ХХ века.
Но осью минувшего сезона следует счесть «отменно длинный-длинный» сериал «Не родись красивой», который как раз в ближайшую пятницу и финиширует при загадочных обстоятельствах, сопутствующих неясной до сих пор развязке.
Население замерло в напряженном ожидании и гадает: чем дело кончится? Катя Пушкарева к сердцу прижмет Андрея Жданова? Или к черту пошлет? Или кого-то другого изберет?
Мы только по анонсам знаем, что в пятницу будет загс, приготовления к свадьбе и какие-то осложнения. Но так или иначе многосерийная эпопея про неказистую девушку, серую мышку, гадкого утенка Катю Пушкареву закончится карьерным триумфом героини и ее счастьем в личной жизни.
Проект в зрительском отношении оказался настолько успешным, что, по оценке Константина Эрнста, вывел его вещателя - телеканал СТС - в высшую лигу ТВ. То есть дециметровый канал стал реальным конкурентом могущественных метровых федеральных компаний - «Первого», «России», НТВ, ТВЦ.
И в самом деле, сериал на протяжении года всегда был в топ-десятке самых популярных программ и нередко оказывался на ее вершине.
Более того, героиня его стала, как сегодня выражаются, культовым персонажем. Нам не очень-то и интересно, кто автор, режиссер всей этой «драмеди» - так называется формат того, что происходит с Катей, с ее родными и коллегами. Нас даже не слишком занимает артистка, сыгравшая главную роль. Да, мы знаем, что у нее есть имя «Нэля», и фамилия «Уварова». Но задаваться вопросами: насколько она талантлива как артистка? кто ее театральные педагоги? какие роли ей по душе? - как-то не поворачивается язык. Может быть, потому, что абсолютно несущественно авторское начало всего предприятия.
Да, мы знаем, что телеполотно это скроено по лекалам лицензионного формата. Известно, откуда он родом. Из Колумбии. Там эта драмеди шла под названием «Бетти-дурнушка», которая затем была приспособлена к национальным особенностям едва ли не всех стран мира. В том числе и России.
Похоже, что перед нами явление фольклорного ряда. Такой бродячий сюжет. Такая старая добрая сказка о трудолюбивой великодушной падчерице злополучного мира сего. Какая тогда разница, кто ее сочинил?
Любознательные, впрочем, могут прочитать полный список тех, кто причастен к работе над сериалом. Если поспеют за стремительно бегущими (со скоростью курьерского поезда) титрами. Там толпа сценаристов, отряд режиссеров, бригада продюсеров...
Когда у произведения столько авторов, понятно, что у него нет автора.
У народных сказок есть собиратели, издатели, сказители и господа оформители. Но одна фольклорная природа Бетти-дурнушки или Кати-простушки не способна объяснить феноменального, потрясающего, сногсшибательного успеха старой песни о новых реалиях. Объяснение, думаю, гнездится в области социальной психологии.
Вообще, мыльные сериалы, конечно же, если и представляют какой-либо интерес, то по большей части не с художественной стороны.
Что такое было в эстетическом отношении «Богатые тоже плачут»? Долюмьеровское кино. А по жизни?
По жизни перед нами развернута концепция бытия, выраженная в беллетристической форме. Она подоспела ровно в тот момент, когда казенная крыша над советским человеком совершенно прохудилась, и ему в тот момент ничего не оставалось, как надеяться на удачу, которая может с неба свалиться. Недаром же в том все еще памятном сериале доминирующими мотивами были лотерейное счастье и счастливый случай.
С художественной стороны «Не родись красивой» - это манная каша, размазанная по эфиру почти годовой протяженности. И она любит его, и он осознал, что жить без нее не в состоянии, но оба тянут резину отношений, страдая и наслаждаясь.
Успешные мыльные телеоперы потому и успешны, что вытаскивают наружу подсознательные комплексы толпы, а вовсе не потому, что оригинальны и хорошо сделаны.
Катя-дурнушка много чего любопытного вытащила наружу. Ну, во-первых, вековую мечту о приоритете ума и сердца перед самыми распрекрасными природными данными. Ее пример (выросла на наших глазах от технического секретаря фирмы до ее президента) - другим наука. Во-вторых, вековечную надежду на то, что любовь сама по себе способна сделать неуклюжую, неинтересную девицу писаной красавицей (ничуть не хуже, чем пластическая хирургия). В-третьих, убежденность в том, что деловая карьера не помеха поэзии романтических радостей офисных сотрудников.
Но все это не однажды демонстрировалось на нашем телеэкране и вместе, и порознь, и в таком-то формате, и в этаком. В новинку, пожалуй, звучит мотив реванша недавнего аутсайдера в новобуржуазной российской действительности. Катя, которая только что была ничем и никем, на которую сыпались насмешки, которой доставались издевки и презрительные смешки, вдруг, почти в одночасье, стала всем. То есть ей теперь все - высокое положение в компании, признание и зависть коллег, у ее ног секс-символ корпорации. Она содрала с себя лягушачью шкуру и оказалась царевной.
Если в первой половине сериала народные массы сочувствуют и сострадают простоватой, закомплексованной, но умной и душевной девушке, то во второй они смакуют уже страдания и муки героя ее романа Андрея Жданова. Недаром так подробно, медленно и тягуче отслеживаются все стадии распадения его самонадеянной личности. Недаром придумана эта пытка дневником Кати. Катя здесь ни при чем; она не торжествует и тем более не злорадствует, ей просто опять больно. Торжествуем и злорадствуем мы, все еще отчасти советские зрители.
Помнится, что в советское время на подобных эмоциях был в значительной степени настоян грандиозный успех картины «Москва слезам не верит», которая и по сей день хорошо смотрится. Провинциальная девушка, соблазненная и отвергнутая импозантным парнем, становится директором, насколько я помню, текстильной фабрики (тогда не было частных модельных агентств типа «Зималетто»), а ее первая любовь всю жизнь тянет лямку заштатного телеоператора. Он пытается все снова переиграть, но она не поддается на уговоры.
Еще немного, и Катя поддастся на уговоры Андрея, поскольку все-таки его любит. И любит фирму «Зимулетто». И коллектив подруг-товарок (рудимент советского общежития - еще немного и споют хором: «Ой, цветет калина в поле у ручья...») давит на психику.
На интернетовских форумах мнения разделились. Кто-то считает - она сволочь. Кто-то - он мерзавец. Кто-то за то, чтобы они поженились. Кто-то категорически против.
Лично я не знаю, что посоветовать девушке. Там, по другую сторону океана, Бетти-дурнушка в конце концов сошлась со своим парнем. Но это в Колумбии, в мелодраматической знойной Латинской Америке. В России, в стране Пушкина, Толстого и Достоевского, все сложнее и драматичнее. Может, Кате Пушкаревой, как Тане Лариной, выйти замуж за другого достойного молодого человека, чтобы сказать любимому: «Но я другому отдана и буду век ему верна»?. Это было бы по-русски.
***
Драмеди «Не родись красивой» неожиданно вклинилась в споры российской общественности о процессах, идущих в современной России.
Поскольку, как полагают специалисты, сериал в основном ориентирован на так называемую «офисную публику», которая так или иначе представляет средний класс, то мы по высоким рейтингам телепроизведения на сугубо развлекательном, в основном молодежном телеканале СТС можем косвенным образом судить и о росте этого «класса», и о его комплексах, и о его чаяниях. А если еще вспомним и о триумфе годичной давности ситкома «Моя прекрасная няня», то должны будем признать, что процесс обуржуазивания страны идет неплохими темпами, что, на мой вкус, вселяет определенные надежды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции