МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. Единственное подлинное панно легендарной Янтарной комнаты - флорентийскую мозаику "Осязание и обоняние" (аллегория) - представил 4 июля музей-заповедник Царское село в залах Государственного Исторического музея (ГИМ).
Эта акция открывает совместный проект двух музеев под названием "Живая экспозиция. Царское село в гостях у Исторического музея". Он посвящен 250-летию Большого Екатерининского Царскосельского дворца - шедевра мировой архитектуры, созданного по проекту Растрелли в 1744-56 годах.
"Мы рады, что имеем возможность приобщиться к празднованию этой знаменательной даты в истории и культуры России", - сказал на открытии генеральный директор ГИМа Александр Шкурко.
"Мы задумали этот проект, который рассчитан на год - с июля 2006 по август 2007 года - для того, чтобы больше людей смогли познакомиться с шедеврами Царского села. 12 уникальных памятников будут каждый месяц сменять друг друга и располагаться в зале постоянной экспозиции ГИМа той эпохи, к которой они принадлежат", - сообщил Шкурко.
По словам директора, каждый экспонат поведает историю об императорской резиденции и его обитателях.
Своеобразной заставкой выставочного проекта стали два экспоната. Это картина художника Баризьена "Екатерининский дворец времени Елизаветы Петровны", написанная в 1760 году, и изящная перламутровая записная книжка "Приглашение на танцы 18 века". На одной из страничек этой книжки в 1944 году появилась трагическая запись об уничтожении дворцов Царского села фашистами, сделанная сотрудниками музея в эвакуации в Новосибирске.
"Сегодняшний экспонат, который открывает совместный крупный проект, это единственная подлинная флорентийская мозаика Янтарной комнаты, которую называли "восьмым чудом света". Всего было четыре мозаики с аллегорическим изображением пяти человеческих чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
Во время Великой Отечественной войны мозаики исчезли вместе с Янтарной комнатой. Данную комнату обнаружить не удалось, и она была воссоздана в мае 2003 года. А в 2000 году в Германии в городе Бремени была найдена одна из подлинных мозаик Янтарной комнаты - аллегория "Осязание и обоняние". Эта флорентийская мозаика была возвращена в Царское село.
К этому времени мастера уже воссоздали мозаичную картину на эту тему. Но сравнение оригинала и воссозданной мозаики доказало правильность разработанных мастерами-реставраторами технологий, верность цветового решения и подтвердило высочайшую квалификацию русских современных мастеров.