«Как это, купить билет по телефону? - недоуменно переспросил голос. - Мы же вам счет должны выписать, а это только в кассе можно...» - такой ответ дала оператор «Аэрофлота» на вопрос, а можно ли приобрести по телефону электронный авиабилет, оплатить его «кредиткой», получить номер, а сам билет, в крайнем случае, забрать на стойке в момент вылета. Оказалось, нельзя, чек же надо выписать... Но это еще ничего - оказывается (это в преддверии-то саммита «большой восьмерки», где Россия - один из мировых лидеров), что билеты на дневные поезда Москва-Питер не бронируются, в продажу поступают только за 10 дней до поезда, в общем, бросай все дела, беги и хватай, если хочешь ехать.
На самом деле, так во всем. И, может, не «Аэрофлот» с РАО РЖД нужно здесь обвинять или не только их, ведь им потом отчетность сдавать, а у разных бухгалтерско-аудиторских ведомств до сих пор истерика начинается при виде электронного билета, интернет-счета и тому подобных вещей, давно привычных в мире, но до сих пор враждебных для России.
К ним можно отнести тысячи повседневных вещей - от электронного билета до оплаты коммунальных платежей по телефону, от управления по Интернету собственным счетом (нечто более значительное, чем просто узнать баланс) до пандусов для колясок на тротуарах. От электронных табло на трассах с предупреждением о пробке или аварии впереди до разнообразных билетиков на городской транспорт. Мир двигается в сторону удобства потребителя - ему предлагаются мириады способов оплатить парковку, улететь в отпуск, забронировать отель, проехаться на общественном транспорте. Кому что удобнее и привычнее: хотите - несите «нал» в кассу, хотите - диктуйте номер кредитной карты. В России только-только начинают к этому подступаться и то - в строго определенных, совсем уж «рыночных» сегментах: мобильные телефоны можно уже оплатить «воздушно-капельным» путем, кое-какую налоговую отчетность прислать заказным письмом в инспекцию, по телефону заказать на дом еду, поручить, наконец, специальной фирме регистрировать ваш автомобиль в ГАИ.
...Когда мэрия Лондона ввела плату за въезд в центр города, она ограничила срок платежа 10 часами вечера того же дня. До 10-ти не оплатил - через неделю жди штрафа по почте, приличного, кстати, размера. Казалось бы, вот империалистические изверги. Но при этом водители (и не только они, кто угодно, хоть водителева теща) могут оплатить въезд: по Интернету, по телефону, в кассах супермаркетов, на больших парковках, оплатить на неделю или месяц вперед, один день или сразу несколько. В общем, что водителю нужно, то он и оплачивает удобным ЕМУ способом. То есть вводится правило, норма, ограничение - да, но тут же потребителю дается десяток опций, возможностей выбора. Чтобы человек не бегал, выпучив глаза, и не проклинал очередное нововведение власти. Да, сам въезд фиксируют не гаишники, а видеокамеры на столбах... Теперь представим, чем это может обернуться в Москве, если мэрия введет, как хочет, платный въезд в центр. С большой долей вероятности на въезде в этот самый центр поставят «живую силу», с видом великого одолжения выписывающую квиточки, плюс - всевозможные исключения для избранных.
В России почему-то, провозглашая те или иные вещи, администрации - ни федеральные, ни местные - как правило, не думают об удобстве человека. О чем угодно - о прозрачной отчетности, пополнении бюджета, электоральной привлекательности программ, но только не о ЧЕЛОВЕКЕ как таковом. Розничном таком, маленьком, отдельно взятом человеке. Программа повышения рождаемости - это прекрасно, а теперь вопрос: сколько времени заново родившая проведет в учреждениях регистрации, оформления и получения? Далее. Кто-нибудь располагает статистикой, какой процент многоэтажных домов оснащен пандусами для колясок? А тротуары Москвы, Питера, городов-«миллионников», чтобы у пешеходных переходов был этакий покатый съезд для колясок, много таких? Про удобства для инвалидов, которых, кстати, на российских улицах практически не видно, можно не говорить вовсе. Но ведь это не значит, что инвалидов в России нет, это, очевидно, означает иное: что они просто не могут или боятся выбраться из дома...
Да, выплаты, укрепление отчетности, объемы финансирования нацпроектов - это все невероятно важно хотя бы по причине того, что если инвалид станет получать нормальное пособие, он сможет купить не только костыли, но и коляску. Но все же, провозглашая себя полноценной цивилизованной державой, нужно подстраивать под современные требования и другие секторы, и, прежде всего, те, ответственным за которые выступает государство и его производные. Те, в которых именно государство должно задавать тон, создавать новые правила, современные, гибкие, понятные не только почетному работнику Госплана, но и молодому финансисту, отучившемуся в Гарварде и решившему вернуться на родину...
Кстати, в чем-то мы вполне можем двигаться в этом направлении. Москвичи, например, могут сколько угодно хаять систему турникетов в автобусах-трамваях-троллейбусах, но они, по крайней мере, ликвидировали то, что не удавалось никому за последние 40 лет: выпученные глаза, свинство и толкотню в момент штурма всех дверей подходящего транспортного средства. Другое дело, что власти, вводя это новшество, «забыли» о другом: время стояния автобуса-троллейбуса-трамвая на остановке в разы увеличилось. И чтобы люди не бились в истерике, надо бы еще было увеличить и число самих автобусов-троллейбусов-трамваев на маршрутах. Или это пассажирское жлобство?..
Что еще? Вводить общий билет на все виды транспорта, включая метро. Вешать электронные табло на основных магистралях, а не только на МКАД, с оповещением о «дорожной ситуации» впереди. Постепенно заменять «гаишников» с радаром под кустом видеокамерами и повестками в суд за неоплаченные впоследствии штрафы (вот где и Служба судебных приставов обновленного ныне Минюста могла бы пригодиться). Набирать в налоговые органы, разрабатывающие отчетность, молодых ребят, знающих, что такое электронные счета и бронирование по Интернету. Руководителям столичного метро стоит одновременно думать и о том, как не только фиксировать камерами правонарушения, но и моментально на них реагировать; и о том, как элементарно снизить уровень шума. Это тоже про людей - молодые глохнут в метро, а что говорить о пожилых, у многих из которых и так уже ослаблен слух. Хорошо бы еще вытяжку нормальную поставить, а то пахнет, пардон, сильно иногда...
Ну, еще парковки бы начать строить. Потому что работа эвакуаторов - это хорошо, но опять же при условии, если у людей есть выбор, где парковаться. Сегодня же получилось вновь «как всегда»: с центральных улиц машины утягивают, поэтому их засовывают в переулки, где и так не развернуться. Но из переулков их не эвакуируют, потому что там уже самому эвакуатору не развернуться. В общем, больно хлопотно... Однако и нарушителя необязательно сразу наказывать «пропажей» автомобиля - можно сначала «башмак-блокиратор» на колесо надеть, что неповадно впредь было. Правда, тогда нужно будет еще широко указать адреса и телефоны тех, кто этот «башмак» снимет, и сделать так, чтобы по этим телефонам можно было хотя бы иногда дозвониться...
Примеров и сфер можно привести множество, но главное - не нужно перекладывать слабость институтов государства на людей. Если государство не знает, чем у него занимаются некоммерческие организации, это проблема неэффективности государства, оно же переложило всю головную боль на НКО. Если МВД совместно с правительством и местными властями не может разработать и осуществить полноценные программы безопасности на дорогах, это прежде всего вопрос профпригодности этих структур и этих людей, но не надо махать полосатыми палочками на всех проезжающих. Если авиакомпании не могут совместно с Минфином или кем там еще изменить правила отчетности, это сначала проблема компаний и налоговиков, и не надо перекладывать на пассажира свою неготовность быть полноценным мировым перевозчиком. Если в России плохо с дорогами, не надо обвинять во всем погоду или исторические традиции, не мы одни такие северные, да и история своя есть у всех.
Примитивность подходов присуща сегодня лишь отсталым государствам и тоталитарным режимам - один проспект, один телеканал, один вариант решения, одна партия. Та же часть мира, которую принято относить к цивилизованной, и к которой причисляет себя Россия, сложна и многогранна. Но в ней люди с идеями, с энергией, с понятием ответственности думают над тем, как в этом усложнившемся мире облегчить, сделать удобной жизнь отдельно взятому ЧЕЛОВЕКУ. И именно отчетность, проекты, новации и объемы финансирования подстраивают под него, а не наоборот.
«Московские новости» специально для «РИА Новостей»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции