Политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников.
Юрий Чайка находится на посту генерального прокурора немногим больше недели, и за этот короткий срок, несмотря на то, что наблюдатели квалифицировали его как «технического» руководителя, уже успел сделать ряд громких заявлений и начать структурные преобразования в своей отрасли.
Заявления об активизации усилий, направленных на экстрадицию Ахмеда Закаева, Бориса Березовского и других «резонансных» фигур, естественным образом обратили на себя внимание. Новый генпрокурор должен был при вступлении в должность сделать несколько ярких шагов политического свойства. Хотя бы для того, чтобы несколько изменить свой имидж технократа-середнячка. И ему это удалось: громкое заявление было замечено широкой публикой, а неширокая обратила внимание на то, что статус Главного управления, «главка», приобрело международно-правовое структурное подразделение центрального аппарата генпрокуратуры (ГП). Именно это управление и займется переговорами по экстрадиции. Хотя с самого начала было более или менее понятно, что практического результата, по крайней мере, в обозримой перспективе, не будет. Только 1 июня британский суд отказал в экстрадиции Бориса Березовского, а на днях министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бекет тоже по-дипломатически деликатно усомнилась в возможности выдачи ряда «запрошенных» российской стороной персон.
Это - политика, а черезмерной политизации прокуратуры, в которой многие обвиняли ГП при Владимире Устинове, новому генпрокурору, видимо, все-таки придется избегать. Менее эффектные, но, возможно, более важные с точки зрения ежедневного функционирования прокуратуры, действия Юрия Чайки - структурные перемены. В ГП эти шаги генпрокурора называют «реформой» или даже «кардинальной реформой». Но вполне очевидно, что реальная реформа системы прокуратуры, изменение ее полномочий в сфере следствия или взаимодействия с судебной системой - это все-таки нечто иное. Пока речь идет об оптимизации работы центрального аппарата и территориальных подразделений в соответствии с задачами, которые поставил сам перед собой Юрий Чайка: акцент на правозащитной деятельности, укрепление международного сотрудничества, сопровождение реализации национальных проектов, борьба с коррупцией, повышение качества следствия и информационной прозрачности.
Все эти «шесть главных ударов» подкрепляются соответствующими кадровыми переменами, которые сами по себе ничего не говорят широкой общественности, но впечатляют размахом и свидетельствуют о решимости Юрия Чайки опираться на свои кадры, а не оставленное ему Владимиром Устиновым наследство.
Основная же структурная новация - создание Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства (собственно, главная законодательно закрепленная функция прокуратуры). В него войдет Отдел по надзору за соблюдением законодательства о государственной и муниципальной службе, что в переводе с прокурорского языка на русский означает - «по борьбе с коррупцией в органах власти». Здесь же будут заниматься и курированием национальных проектов - столь масштабное расходование государственных средств, с точки зрения ГП, нуждается в дополнительном прокурорском мониторинге. Тематически близко находится отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики: по определению «коррупциогенной». Правозащитной деятельностью займется отдел защиты прав и свобод граждан (этот аспект работы важен для правозащитников-общественников, которым предстоит заново налаживать контакты с прокуратурой при Юрии Чайке).
Задача повышения информационной прозрачности будет решаться, в соответствии с последними сообщениями из ГП, за счет преобразований в Управлении информации и общественных связей. Предполагается, что прокуратура станет использовать мониторинг федеральных и региональных СМИ, сообщающих о нарушениях законодательства и прав граждан, как прямые сигналы к действию - то есть, мерам прокурорского реагирования. Официальный статус приобретут и обращения граждан по электронной почте - в структуре личной страницы в Интернете Юрия Чайки будет предусмотрена возможность интерактивного общения. «Электронная прокуратура» заработает и на региональном уровне.
Рядовые сотрудники прокурорских органов пока могут вздохнуть свободно - реформы самой системы, по крайней мере до президентских выборов 2008 года, не будет. Это слишком затратное, хлопотное и, по большому счету, непопулярное мероприятие, требующее большой политической воли. А вот от структурных изменений и дополнительных импульсов к работе вреда точно нет. Возможно, они помогут прокуратуре изменить соотношение негативного и позитивного отношения к ней: согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», отрицательно к прокуратуре относились 34% респондентов, 25% -- положительно. Основной же общественный запрос к прокурорским органам все тот же - борьба с коррупцией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.