Рейтинг@Mail.ru
Асламбек Аслаханов: Исламский мир важен для нас как партнер - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Асламбек Аслаханов: Исламский мир важен для нас как партнер

Читать ria.ru в
Дзен
Именно в России представители двух конфессий - христиане и мусульмане - не просто сосуществуют на протяжении многих веков, но и взаимно обогащают друг друга культурными ценностями, традициями, обычаями, духовными достижениями, сохраняя особенности каждой религии...

Интервью с советником  президента РФ Асламбеком Аслахановым.

В середине июня в Баку состоялась 33-й сессия Совета министров иностранных дел стран Организации Исламская конференция (ОИК). Россия впервые участвовала в сессии в статусе наблюдателя. А в начале месяца с первым официальным визитом Москву посетил генсек ОИК Экмеледдин Ихсаноглу. О том, как развивается сотрудничество России с исламским миром, рассказал в интервью политическому обозревателю «РИА Новости» Марианне Беленькой советник президента РФ Асламбек Аслаханов.

- Зачем России Ближний Восток и исламский мир?

- Россия - крупная мировая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, и наше государство не может не участвовать в международных процессах повышенной важности, происходящих в этом обширном регионе. Что касается его масштабов, то число членов Лиги арабских государств вместе с Палестинской автономией равняется 21 стране; в Организации Исламская конференция  - 57 членов; общая численность жителей в арабских странах превосходит 250 млн. человек, а число мусульман в мире - более 1 млрд. 300 млн. человек. Ближний Восток и исламский мир важны для нас как партнеры в сфере торговли и экономического сотрудничества. Арабо-исламский мир сегодня представляет деловой интерес для России и как рынок сбыта военно-технической продукции и, в перспективе - как партнер для сотрудничества в энергетической сфере, в сфере высоких промышленных технологий.

Россия заинтересована в укреплении своих позиций политического посредника в урегулировании отношений между различными государствами и цивилизациями. Наша страна сотрудничает со всеми государствами арабо-мусульманского мира в целях нейтрализации или смягчения угроз собственной национальной безопасности, в том числе в борьбе с наркомафией и международным терроризмом. В то же время наша политика сбалансирована, и России удается поддерживать и высокий уровень отношений с Израилем.

- А как вы воспринимаете роль России в том, что называют "конфликтом цивилизаций"?

- В России почти каждый седьмой гражданин (около 20 миллионов человек) является представителем мусульманской части населения России, и  это обстоятельство нельзя не учитывать в политике выстраивания конструктивных отношений с окружающим миром.
Именно в России представители двух конфессий - христиане  и мусульмане - не просто сосуществуют на протяжении многих веков, но и взаимно обогащают друг друга культурными ценностями, традициями, обычаями, духовными достижениями, сохраняя особенности каждой религии, не навязывая силой свою систему ценностей.

В условиях наметившегося противостояния между Западом и исламским миром Россия демонстрирует взвешенный подход, не допускающий конфронтации, и берет на себя роль связующего мостика между двумя цивилизациями. В этой связи неслучайно получение Россией статуса наблюдателя в Организации Исламская конференция (ОИК). Я бы назвал это событие прорывом нашей внешней политики и дипломатии. Помимо политических целей, получение статуса наблюдателя дает шанс на развитие более тесных экономических отношений со многими странами исламского мира, и среди них не в последнюю очередь государствами Персидского Залива.

- Проводит ли Россия в регионе самостоятельную и четкую политику?

- Да, в последние годы Россия проводит в исламском мире достаточно самостоятельную политику. Мы не вправе плестись в фарватере отдельных, даже самых развитых на этот момент государств, но не исключаем тесного сотрудничества и взаимодействия с другими странами. В качестве примеров многостороннего сотрудничества можно назвать формирование «квартета» в составе ООН, США, России и ЕС, которые объединенными усилиями разработали так называемую «дорожную карту» по урегулированию ближневосточного конфликта.
Превращение России в независимого игрока на международной арене оказалось во многом неожиданным для наших контрагентов и воспринимается многими из них, прежде всего США, неоднозначно. В то же время Россия не отказывается от сотрудничества с Западом по ключевым вопросам современной мировой повестки дня.

Обсуждая ближневосточные проблемы нужно четко представлять, что в нынешнем сложном мире, в эпоху глобализации, характеризующуюся взаимодополняемостью и взаимозависимостью государств во всех сферах человеческой деятельности, нет таких проблем, которые под силу решить самостоятельно одной стране, какими бы политическим, экономическим, военным потенциалом она ни располагала.

- Существует ли соперничество между Россией и США на Ближнем Востоке и в исламском мире?

- У России и США могут различаться позиции по международным проблемам, по тем или иным региональным вопросам, включая государства исламского мира. Безусловно, соперничество между Россией и США как на Ближнем Востоке, так и в исламском мире, несомненно, существует. Вопрос в том, на каких основах оно строится и насколько далеко может зайти. Представляется, что Россия справедливо не хочет играть роль младшего партнера США в ближневосточных делах и в вопросах, касающихся судеб исламского мира. Вместе с тем, она может и должна быть партнером США и Запада тогда, когда ее национальные интересы не ущемляются.

И Россия, и Запад заинтересованы в стабильности и модернизации арабских и исламских стран. Вместе они могут предпринимать попытки  содействовать этим процессам. Тем более, что у России и США есть хорошие примеры сотрудничества. Это и совместные усилия в борьбе с международным терроризмом, и разработка «дорожной карты», и предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Совместно с США и партнерами по «Большой восьмерке» Россия предпринимает серьезные усилия по искоренению бедности, борьбе с инфекционными заболеваниями, другими вызовами и угрозами, с которыми сталкивается человечество.

- Как вы оцениваете ситуацию в Ираке? Если это просчет и неудача США - как относится к этому Россия? Выигрывает или теряет Россия от американских неудач в Ираке, если, конечно, в принципе такой вопрос уместен? Какие перспективы для России в Ираке?

- Ситуация в Ираке очень плохая, и для внешней политики США это очевидный провал. Ирак захлестнул вал терактов, грабежей, насилия, похищения людей. Страна стоит практически на грани гражданской войны. Обострилось противоречие двух ветвей ислама: шиитской и суннитской, как никогда острой стала проблема курдского населения.  Иракскую войну можно рассматривать как крупный просчет Вашингтона. Вместо того чтобы завершить дело умиротворения и социально-экономического возрождения Афганистана (для вмешательства в дела которого у Америки были некоторые основания), США начали  новую военную акцию, плохо подготовленную в международно-политическом плане, дорогостоящую и малоперспективную. Результатом стал перманентный кризис в Ираке, новый подъем сил исламского радикализма (талибов) в Афганистане, угроза наката исламистской волны на Пакистан, возможность появления новых горячих точек по всему широтному поясу исламского мира от Африки до Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем, у России нет оснований злорадствовать по поводу просчетов США. Обострение ситуации в Ираке оказывает общее дестабилизирующее воздействие на весь окружающий его регион. Результаты этой дестабилизации достигают и регионов, находящихся в непосредственной близости от России - Кавказа и Центральной Азии. России поэтому целесообразно действовать в унисон с усилиями США и их союзников по предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации распространения терроризма и похищения людей. Представляется, что добиться этих целей нелегко, но действовать необходимо, так как в противном случае положение  только ухудшится.

Ситуацию в Ираке принципиально можно будет изменить, по-видимому, только по истечении определенного срока, но «затормозить» внутриполитический конфликт, скорее всего, можно уже сейчас. Поэтому Россия имеет хорошие шансы в реальном продвижении иракского диалога с подключением к нему всех политических и межнациональных сил этой страны. Такой формат совместной работы может дать реальную отдачу. Тогда можно будет говорить о перспективах для России в Ираке.

- Как вы оцениваете ситуацию вокруг иранской ядерной программы и стратегию России в отношении Ирана?

- Как и любая другая страна мира, Иран вправе развивать ядерную энергетику в мирных целях, тесно сотрудничая с МАГАТЭ. На этих условиях Россия готова продолжать оказывать техническое содействие Ирану в этой области. Наша страна разделяет озабоченность российских партнеров - постоянных членов Совета Безопасности и всего мирового сообщества. Несложно прогнозировать, что перспектива обладания Ираном ядерным оружием Россию волнует не меньше, чем США и Западную Европу. Мы-то географически ближе.
Но как в этих условиях действовать? Не приходится сомневаться, что давление на Иран, применение экономических санкций - контрпродуктивны. Такая линия будет еще более подталкивать Тегеран к работе над ядерным оружием. К тому же опыт режима санкций показывает, что страдает от таких мер не правящая верхушка, а население страны.

Поэтому предложение России об обогащении урана для иранских АЭС на российской территории при условии возврата отработанного ядерного топлива непременно должно оставаться в силе. При этом, разумеется, Иран должен осуществлять свою мирную ядерную программу под полным контролем МАГАТЭ.

В целом же стратегия России в отношении Ирана должна быть нацелена на сохранение добрососедских отношений, позволяющих получать обоюдные геополитические и экономические выгоды. Как и для России, для Ирана этно-национальный сепаратизм является угрозой сохранения территориальной целостности государства, поэтому он заинтересован в стабильности в регионе, примыкающем к Кавказу. Основное направление внешней политики Ирана, разделяющего концепцию преимущества многополярного мира, соответствует целям российской политики. Географическое положение Ирана, имеющего выход к мировому океану, объективно повышает интерес России к нему, как транзитной транспортной артерии, особенно в связи с потерей  ряда портов на Черном море. Реализуется транспортный проект «Север-Юг». Российские газовые и нефтяные компании проявляют заинтересованность в расширении своей деятельности в совместных с Ираном нефтегазовых проектах. Так, «Татнефть» зарегистрировала в 2005г. совместную с иранским «Фондом обездоленных» компанию в зоне Киш. Российский «Лукойл» закрепляется на иранском рынке через участие в совместной иранско-норвежской компании. Перспективно сотрудничество в области электроэнергетики. Новым направлением стало участие иранской «Таванир» и российской РАО «ЕЭС России» в проектах по объединению энергосистем России и Ирана, а также транзиту и сезонному обмену электроэнергией через Армению или Азербайджан. Разрабатываются перспективные планы создания единого прикаспийского энергетического кольца.

- Успешно ли развивается экономическое сотрудничество России с арабским миром в частности и исламским миром в целом?

- Экономическое сотрудничество развивается слабо. Есть заметные успехи лишь в сотрудничестве с Алжиром и Малайзией. Мешает несовершенство законодательной базы и «сопротивление среды». Мы еще не адаптированы к развитию широких экономических и финансовых связей с исламским миром. Одно из условий улучшения ситуации в этой сфере - более активное использование опыта экспертов, более тщательное планирование и прогнозирование.

- Тем не менее, совместные проекты реализуются. Какие из них вы бы отметили?

- Бушерский бизнес-проект, реализуемый в Иране, можно назвать в качестве одного из крупных. Не менее значимый бизнес-проект - «Голубой поток», трубопровод, проложенный с помощью итальянской фирмы ЭНИ по дну Черного моря в Турцию. К определенным просчетам при реализации в целом успешного проекта можно отнести неполную наполняемость трубы из-за ограниченности потребностей Турции в газе и ее стремлении диверсифицировать источники получения газа. Чтобы исправить положение, Россия заключила с Турцией и Италией соглашение о достройке линии трубопровода до Италии (соответствующие договоренности были достигнуты лидерами трех стран во время торжественного открытия трубопровода в конце прошлого года). Неплохо развиваются также отношения с Алжиром и Малайзией.

- А что можно сказать об остальных?

- За последние пять лет, благодаря усилиям Торгово-промышленной палаты России и ее президента, мирового политического «тяжеловеса», исключительно уважаемого на Ближнем Востоке и в мире Евгения Максимовича Примакова развивается экономическое сотрудничество России с рядом стран-членов Организации Исламская конференция.

В 2002 году в Москве было подписано знаковое Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Генеральным Союзом торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран.

В 2003 году по инициативе ТПП России создан Российско-Арабский Деловой Совет (РАДС), в который вошли представители деловых кругов России. Арабская часть представлена торгово-промышленными палатами и бизнес-элитой арабских стран.
Одним из важных совместных проектов РАДС, Правительства России и Правительства Москвы является инициатива строительства в российской столице делового комплекса класса люкс с условным названием «Арабский дом» или «Восточная сказка», где планируется строительство офисов крупных фирм из исламского мира, семи- и пятизвездочного отеля, торговых и бизнес-центров и прочее.
Среди перспективных газовых проектов нужно отметить возможное участие «Газпрома» в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия и (или) трансафганского газопровода из Туркменистана в Пакистан и далее в Индию. Определенные перспективы имеет сфера инвестирования  российского капитала в объекты электроэнергетики, тяжелой промышленности, транспорта и связи. Помимо Ирана и Турции, наиболее привлекательными направлениями сотрудничества представляются мусульманские государства Центральной Азии. В 2005 году российскими компаниями начато строительство двух крупных объектов гидроэнергетики в Таджикистане - Сангтудинской ГЭС-1 и Нурекской ГЭС. В перспективе предполагается вывоз излишков электроэнергии в Афганистан а также, возможно, в Пакистан. С помощью таджикской и (в дальнейшем) киргизской электроэнергии может быть во многом решена проблема удовлетворения потребностей в энергии не только стран ЦА, но и их соседей.

Беседовала политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.

Блог Марианны Беленькой

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала