Рейтинг@Mail.ru
Феномен цыганского народа: традиции, легенды, опасности - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Феномен цыганского народа: традиции, легенды, опасности

Читать ria.ru в
Цыган в России официально 200 тысяч, но реальное их число, как минимум, в пять раз больше, считает главный режиссер цыганского театра "Ромэн" Николай Сличенко. Связано это с тем, что в советское время, во время паспортизации, многие из страха указывали другие национальности. Например, крымские цыгане "плавно превратились" в татар...

73 года назад в СССР началась широкомасштабная акция по аресту и высылке цыган: в частности, из Москвы тогда было депортировано 5470 человек.

Цыганский народ никогда не имел собственного государства, но всегда был объединен внутренними, своими собственными законами: возможно, именно в этом и кроется загадка его феномена. Традиции, порядок, уклад жизни для цыган гораздо выше государственных законов страны, на территории которой они живут. Это играет серьезную роль как в романтизации образа "свободолюбивого" народа, так и в формировании негативного отношения к нему. Многие из цыган не могут найти работу, а понятия "цыган" и "наркоторговец" уже стали синонимами.

Цыган в России официально 200 тысяч, но реальное их число, как минимум, в пять раз больше, считает главный режиссер цыганского театра "Ромэн" Николай Сличенко. Связано это с тем, что в советское время, во время паспортизации, многие из страха указывали другие национальности. Например, крымские цыгане "плавно превратились" в татар.

Для сравнения: на территории Европы проживает около 40 млн цыган, а в Индии - 300 млн.

Формирование цыганского сообщества

"Давно это было. Ехал цыган с семьей. Была у него лошадка тощенькая, зато вещей в телеге было полно. Семья у цыгана большая, детишек куча. Разве такую семью прокормишь? Да и лошадь кушать хочет, а сена достать негде. Воровать надо, а это не всегда получается. Вот так и ехал цыган по свету, горе мыкал: на возок никого не сажал, кроме детишек малых, а то лошадка совсем встала бы от непосильной тяжести. От вещей и от детей стал возок широким-широким, а полозья у возка остались узенькие. То налево он качнется, то направо... То кастрюля из возка упадет, то ребенок шлепнется. Днем-то, когда видно, все подобрать можно, а как стемнеет, не углядишь. Вот так и получилось: то один отстал от повозки, то другой. Весь мир обошел цыган, все земли изъездил, и где прошел, там дети его оставались. С той поры и разбрелись цыгане по свету". Так сами цыгане объясняют свою распространенность по всему миру, у исследователей же другое мнение.

С нашествием в конце 1-го тысячелетия н.э. в Индию мусульман нарушился привычный уклад жизни индийского общества. Предки цыган лишились возможности заниматься своим ремеслом, так как мусульмане перебили и ограбили индийских властителей и богачей, более того, мусульмане стали преследовать цыган за их занятия, которые они считали греховными. Цыгане, по их мнению, были бездельниками и отродьем дьявола. Часто в преданиях цыган рассказывается о каких-то злых наездниках, которые "напали на них, посекли мечом и истребили огнем... многие бежали...". Все иные занятия уже были монополизированы другими кастами, да и цыгане больше ничем заниматься не могли. Все это и вынудило их пуститься в странствия.

Цыгане, как народ, сформировались уже после выхода из Индии. Во многих странах они называли себя по-разному: в Сирии, Палестине, Египте, Алжире - дом, нури, халаби, матакли, миржами, масалаби, гаджары; в Византии, Греции, Турции, Болгарии, Албании, Сербии - арлия, румелия, фичири, джамбаза; Средней Азии, Персии, Армении - мугат, карачи, мазанги, джати и боша, в Англии и Ирландии - старое название - стинкеры, современное название - тревелерс, в Испании - кале, в Норвегии - франтари, в Германии - синты. 

Для цыган, живущих на территории России, одним из основных серьезных разногласий с властями и жителями всегда был их кочевой образ жизни и "праздность". Российское правительство всячески боролось с цыганским традиционным кочевьем. По официальным документам, эта борьба началась с 18 декабря 1783 года. В Указе императрицы Екатерины II о цыганах говорилось: "...дабы все они в удобных местах поселены были... и праздно нигде отнюдь не шатались".

Борьба с кочевым образом жизни цыган была длительной. Последний Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством" был принят Президиумом Верховного Совета СССР 5 октября 1956 года. По нему цыганское кочевье было приравнено к бродяжничеству, с которым боролись весьма серьезно еще в царской России, вылавливая бродяг (Иванов и Василиев, "родства не помнящих") и направляя их после проведения следственных действий или в ссылку, или в тюрьмы и приюты. В одночасье кочевье уже в который раз было запрещено и цыгане стали людьми, прикреплёнными к тем районам, в которых они до этого кочевали, получив прописку. Под страхом уголовного наказания цыгане без особого на то разрешения от органов власти уже не могли покинуть район своего проживания.

В 2005 году цыганский барон Артур Черарь, проживающий в Молдавии, задумал объединить своих соплеменников из государств Содружества в едином цыганском королевстве.

Тем не менее, большинство цыган не стремятся расставаться со своей свободой и ничем не связанной жизнью, в связи с этим, все чаще их связывают с криминалом.

"Традиционный" бизнес

Одним из наиболее древних и распространенных видов заработка цыганок является гадание и ворожба, превратившаяся из красивой традиции в хорошо развитый криминальный бизнес.

В последнее время все чаще появляются новости о крупных ограблениях, совершенных с помощью гаданий. Большинство цыганок, зарабатывающих подобным образом, - подсознательно хорошие психологи и физиологи, легко угадывающие в толпе свою жертву. Феномен цыганского гипноза не является в полной мере гипнозом, это скорее "задуривание". Разговор с "жертвой" строится таким образом, что человек, три-четыре раза ответивший на вопрос "да", потом рефлекторно не может отказаться от гадания.

Классическая ситуация выглядит так: цыганка просит "копеечку для ребенка" или задает любой безобидный вопрос. Затем "из чувства благодарности" предлагает погадать бесплатно. Следует разговор.

Цыганка: у тебя была большая любовь.
Жертва: да (у кого ее не было?).
Цыганка: переживала ты очень...
Жертва: да (если большая, то как же не переживать)...
Цыганка: жизнь у тебя была трудная.
Жертва: да (хоть кто-то пожалел).

Все, жертва "поймана на крючок". Гадалка "натыкается" на знак большой беды на ладони, но раскрыть его соглашается только после того, как ей позолотят ручку. Запуганный человек готов сделать все, чтобы снять порчу или спасти родственников от беды. Опомнившись, жертва остается без денег, а иногда и без имущества, но что самое интересное, не может вспомнить ни одной приметы злоумышленницы, потому что все внимание было привлечено к "проблеме". Кроме этого, цыганки чаще всего пристально смотрят жертве в глаза, не давая тем самым запомнить ее внешность.

Основной совет, который дают психологи в данном случае - просто не останавливаться и не заговаривать с "гадалками".

Культурное наследие

Представители цыганского сообщества признают, что среди цыган сейчас развит криминал: есть и наркоторговцы, и попрошайки, и воры, как в любом обществе. Однако есть и настоящая интеллигенция, чрезвычайно талантливые люди, отдающие все силы сохранению богатства цыганской культуры.

В России уже 75 лет существует единственный в мире цыганский театр "Ромэн" под руководством народного артиста СССР Николая Сличенко. Сейчас в труппе театра 70 артистов, готовится новое молодое пополнение. В Высшем театральном училище при Вахтанговском театре создана цыганская студия.

Театр, музыка, песня, танец - это у цыган в крови. Многие европейские танцевальные и музыкальные традиции берут начало именно от цыганских выступлений - например, фламенко, считающийся национальным испанским танцем, имеет цыганские корни. Музыка балканских народов также сильно подверглась влиянию музыки цыган. Подробнее

Сейчас перед этим народом, по мнению исследователей, стоит очень серьезная задача: выбрать свой дальнейший путь. В 21 веке оставаться в стороне от всеобщего развития сложно, но отказаться от традиций, которые веками складывались в сообществе, и ассимилироваться - значит потерять свою культуру...

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала