Рейтинг@Mail.ru
Белоруссия Online - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белоруссия Online

Читать ria.ru в
«Картинка» перед глазами играла всеми цветами радуги, раковины ушей были напрочь забиты непередаваемой какофонией боя, хоть и учебного, но почти натурального, а в голове проносились сюжеты виденных ранее учений. Где-то в пользу нынешних, где-то - в пользу прошлых. Что-то радовало и восхищало, как, например, сама возможность понаблюдать за столь яркими и нечастыми войсковыми маневрами, что-то удивляло и вызывало недоумение. Как то: зачем нужны здесь стратегические бомбардировщики...

Вертолет президента приземлился возле кургана «Белоруссия» ровно за десять минут до начала активной фазы учений «Щит Союза-2006».

Александр Лукашенко, одетый, как всегда в таких случаях, в форму Верховного главнокомандующего, но без обозначения воинского звания, неспешно спустился по трапу. Принял доклад руководителя маневров начальника Генерального штаба вооруженных сил Белоруссии генерал-лейтенанта Сергея Гурулева, поздоровался с министром обороны России Сергеем Ивановым, с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей и вместе с сопровождающей его группой поднялся на вышку командного пункта, защищенного по периметру от ветра и дождя широченными оконными стеклами. Остальные наблюдатели  - представители зарубежных военных миссий, журналисты и телевизионщики остались по бокам «стакана» - на ветру открытой площадки. Но долго мерзнуть им не пришлось.

Загрохотали динамики, сумеречное полигонное небо разорвали децибелы двигателей стратегических бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и Ту-223М, пролетевших над курганом так низко, что, казалось, можно разглядеть заклепки на их бомболюках. Затем серую дождевую дымку над полем вспорол рев турбин многофункциональных истребителей Су-30 и Су-27СМ, истребителей МиГ-29БМ, вертолетов огневой поддержки Ми-24 и, впервые, «ночных охотников» Ми-28Н. Со штурмовиков Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24М посыпались тяжелые полутонные авиабомбы, которые затянули блеклый горизонт всполохами  желто-оранжевого пламени и ударили по перепонкам раскатистыми громовыми разрывами. Затрещали пушечные очереди «Тунгусок», прочерчивая полигон рыжими трассерами снарядов, глухо ухнули в ушах выстрелы из танковых и артиллерийских орудий - это к бою подключились Т-72, 152-миллиметровые самоходки «Акация» и боевые машины пехоты. Покатились по траве догорающие снаряды ПТУРов. Вспоминать о холоде и ветре было уже некогда.

А когда над полем боя взлетели дымящиеся хвосты «Огненных драконов», так в армии называют летающий заряд для проделывания проходов в минных полях, и в образовавшиеся бреши пошли в контратаку танки, боевые машины пехоты и самоходки, бодрый командирский голос из динамика  стал громогласно объяснять: «Обороняющиеся подразделения первой мотострелковой роты вооруженных сил Республики Беларусь и второй мотострелковой роты вооруженных сил Российской Федерации, используя результаты огня артиллерии и ударов авиации, сосредоточенным огнем из танков и боевых машин пехоты, огнем стрелкового оружия продолжают уничтожать условного противника, остановленного перед передним краем обороны...». В эти минуты обращать внимание на испортившуюся погоду было ни к чему.

«Картинка» перед глазами играла всеми цветами радуги, раковины ушей были напрочь забиты непередаваемой какофонией боя, хоть и учебного, но почти натурального, а в голове проносились сюжеты виденных ранее учений. Где-то в пользу нынешних, где-то - в пользу прошлых. Что-то радовало и восхищало, как, например, сама возможность понаблюдать за столь яркими и нечастыми войсковыми маневрами, что-то удивляло и вызывало недоумение. Как то: зачем нужны здесь стратегические бомбардировщики, если вся войсковая операция запланирована лишь  на тактическую глубину, видимую, в основном, с командной вышки, а задействованы в ней не фронты и армии, а только усиленные роты и батальоны? Как с российской, так и с белорусской стороны. К чему было гнать в Белоруссию самолет дальней радиолокационной разведки и наведения А-50, если он никакого участия в активной фазе учений не принимал и «отличился» только тем, что на нем в район маневров прилетел министр обороны Иванов? Разве только для того, чтобы придать больший пропагандистский эффект и политический вес «Щиту Союза»? Продемонстрировать военный потенциал союзного государства и его объединенной армии, которых пока юридически нет, но их региональная группировка уже в действии. Наверное, так. Не больше, но, видимо, никак  не меньше.

Недаром министр обороны России Сергей Иванов сказал, когда его спросили о значении этих учений: «нам впервые удалось добиться того, что вооруженные силы двух государств на восточноевропейском направлении ОДКБ действовали как одна армия». А президент Лукашенко пояснил: «Если надо будет в военное время защищать западные рубежи, мы будем действовать вместе с Россией, что и отрабатывали на данных учениях». Мысль понятная и четкая: ни у кого не должно быть сомнений, кто на самом деле является гарантом  безопасности Республики Беларусь от внешнего воздействия. Со всем своим ракетно-ядерным потенциалом. А то, что Россия действительно, несмотря ни на какие политико-энергетические сложности в отношениях между Москвой и Минском, действительно является гарантом безопасности Белоруссии, не только военной, но и любой другой - экономической, финансовой, транспортной и прочей, не трудно было убедиться, побывав на некоторых промышленных предприятиях страны. И не только там.

Вот один из таких объектов - Минский завод колесных тягачей. Несмотря на все сложности, в которых находится страна из-за деструктивных действий в отношении ее руководства со стороны США и европейских структур, предприятие успешно развивается. В 1991 году, когда распался Советский Союз и были потеряны все заказы, ориентированные, в первую очередь, на несуществующую уже страну, завод выпускал только четыре модели автомобилей. Да и то для военно-технических нужд. А сегодня он выпускает 140 моделей, как для потребностей армии и флота, так и для гражданских хозяйств. Самосвалы, тягачи, платформы для буровых установок, автопоезда... Серию таких автопоездов, грузоподъемностью свыше 130 тонн, с длинным и неудобоваримым названием МЗКТ-74135+прицеп 99942+ полуприцеп 83721, на которых можно разместить два танка и одну БМП, или танк и три БМП, а еще тяжеленные бульдозеры и другую гусеничную технику, у белорусов закупили Арабские Эмираты.

Автопоезд с надписью «VOLAT» на капоте, что в переводе на русский «Богатырь», длиной в сорок метров, выдержал испытание аравийскими песками, знойными пустынными ветрами и жарой под 60 градусов по Цельсию. Он победил всех своих соперников из Европы и США, ни разу не забуксовал, не сломался и  не остановился без распоряжения руководителей в самых трудных для любого «железа» природных условиях.. Даже там, где застревали в песках знаменитые «Татры», «Манны» и «Мерседесы». Но вот, что интересно. Если шасси, колеса и остальная ходовая часть машины, включая 800-сильный двигатель, российского и белорусского производства, то электроника, трансмиссии и другая аппаратура поставляется минчанам из-за океана, а также из государств Европейского Союза, для которых грозные филиппики с высоких правительственных трибун - это политика, а бизнес - есть бизнес. Своей выгодой там не расплачиваются.

Белорусское государство, в лице его руководства, никаких задач заводу не ставит. Только контрольные цифры: по рентабельности, по налогам, еще по двум-трем показателям, а заказы, финансовую и экономическую выгоду предлагает искать самому.

А самая большая выгода МЗКТ - это сотрудничество с Россией. Хотя у предприятия есть и совместное производство с китайцами. Работает оно, понятно, в пределах Поднебесной. С использованием их трудовой силы. А для соседней или точнее, без всяких преувеличений, братской страны минчане поставляют платформы для самой передовой на сегодняшний день боевой техники. К примеру, для зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ и С-400, для модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2», который делает совместная российско-белорусская фирма «Оборонительные системы» и поставляет на экспорт, в основном в Ближневосточные страны и  страны Северной Африки. А еще транспортную основу для оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» и стратегического ракетного комплекса «Тополь-М» грунтового базирования.

Шестнадцать колес тягача МЗКТ-79221 для этого стратегического комплекса имеют независимый привод. 800-сильный двигатель позволяет машине проходить по любому бездорожью и нести на себе груз свыше 50 тонн. Она уже выдержала экзамены в приволжских степях Капустина Яра, в приполярной тайге Плесецка и болотистых лесах  Белоруссии - почти 70 тысяч километров накрутил на ней водитель-испытатель Иван Верчук, и, как он сказал мне, ни разу не усомнился в высоких эксплуатационных качествах «ракетной тележки». А генеральный директор завода Геннадий Синеговский добавил, что «они благодарны России за высокую честь делать такую машину под такое грозное оружие, которое будет защищать безопасность обоих наших государств. А может, действительно, как все мечтают, и единой страны».

А пока Россия и Белоруссия только готовятся подписать конституционный акт, хотя и не называют сроков, когда это может произойти, как и времени референдума по объединению, МЗКТ зарабатывает на российском оборонном заказе. В 2005 году - 2 млн. долларов, в 2006-м - 6 млн. долларов, надеется на рост своих доходов и в 2007 году, а от «Рособоронэкспорта», который торгует отечественной боевой техникой за рубежами России, у него уже есть заказ до 2008 года на 10 млн. долларов. Больше десяти процентов экспортной выручки, которую получают минчане, приходится на Москву и ее заказы, сказал мне Геннадий Синеговский. А один из его коллег добавил на условиях анонимности, что в первом полугодии они уже отгрузили на волгоградский завод «Баррикады», где будет дооснащаться необходимой аппаратурой  МЗКТ-79221, четыре машины.

Так неожиданно стало ясно, будет юридически оформлено единое союзное государство или нет, и в каком году это произойдет, но шесть подвижных грунтовых комплексов «Тополей-М», как и было обещано руководством минобороны России, все-таки встанут в 2006-м на боевое дежурство в поселке Тейково Ивановской области. Белоруссия, как и ее МЗКТ, нам в этом сильно поможет. И уже помогает. Впрочем, не только российским РВСН, но и его стратегическому Военно-Морскому флоту.

Мало кто знает, что на территории братской страны расположен некогда совершенно секретный, а сегодня даже размещенный на сайте www.maps.google.com, объект - Узел связи ВМФ или радиостанция «Антей». Расположен он в десяти километрах от города Вилейка и, действительно, виден из космоса. 650 гектаров леса, над которым возвышаются 18 трехсотметровых мачт-антенн. В виде трубы или в ажурном исполнении. Соединенные между собой тысячами километров кабелей. Как поверху, так и под землей. А еще там размещен приемо-передающий центр, бетонное сооружение, заглубленное в почву и обвалованное грунтом на высоту трехэтажного дома. И центр эталонного единого времени. Все - для связи с атомными подводными лодками, несущими боевую службу в мировом океане. Потребуется, Генеральный штаб вооруженных сил России или главный штаб ВМФ отправит высокочастотный сигнал, и АПЛ, где бы и на каких глубинах она не находилась, получит команду, что ей делать: произвести пуск ракеты или выполнить какой-то другой маневр.

Сегодня, видимо, наших лодок в мировом океане не столько, сколько было в советские времена, - одна, две - от силы. И, наверное, потому «Антей» открылся внешнему миру. В том числе и журналистам.

Мы узнали, узел связи ВМФ абсолютно автономен. У него есть своя котельная, свои дизель-генераторы, свои автомобили и свое жилье. С 1994 года тут нет ни одного матроса срочной службы. Только офицеры и контрактники. Потому и нет тут ни происшествий, ни, не дай Бог, каких-либо более серьезных ЧП, даже грубых нарушений воинской дисциплины. Держатся люди за свою службу обеими руками. Несмотря на то, что оклады здесь российские, не двойные, как положено за рубежом страны, - командир, капитан 1 ранга получает в переводе с белорусских на отечественные 12 тысяч рублей. Столько, сколько сержант белорусской армии. Его замы - по десять-одиннадцать. Контрактники - 4-5 тысяч. Но никто не ропщет. Многие из них, особенно среди контрактников, родом из Вилейки, где никакой другой работы, кроме узла связи, нет. И еще - все они граждане России, без российского паспорта на российскую воинскую службу никого не возьмут.

А офицеры тоже, кто попадает сюда, служат здесь почти всю свою «военную жизнь».  Как, например, командир узла капитан 1 ранга Владимир Кузнецов. Он приехал в Вилейку матросом в 1968  году, в 2006-м уходит на пенсию. И вся служба - на одном месте. Его зам по оперативно-технической службе - капитан 2 ранга Олег Богданов прибыл лейтенантом в 1984 году, зам по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Николаенко - старшим лейтенантом годом позже. У всех есть здесь квартиры, а в России - ничего.  Да и народ здесь, говорят все в один голос, замечательный. Так, как к нам относятся в Вилейке и в Белоруссии, где президент даже дал командиру свой личный номер телефона, чтобы звонил, если что, утверждают они, нас - русских офицеров в другом месте так уважать и любить не будут.

Кстати, о квартирах. По новому жилищному кодексу, квартиру или сертификат под нее по выходу на военную пенсию в России могут получить только граждане России. У командира узла связи, как и у его заместителей, жены и дети - граждане Белоруссии, им жилье в России не положено. Вот и решай дилемму, созданную неумными и недальновидными чиновниками, - хочешь вернуться на родину, - разводись или не возвращайся. Никто жалеть не будет.

...Кто-то из коллег сказал мне, возвратившись из поездки к соседям. Не знаю, то ли в шутку - то ли всерьез: нынешняя Белоруссия в чем-то похожа на Китай. Жесткая идеологически выверенная система управления и в то же время достаточно либеральная экономика. Хотя тоже государством достаточно жестко ориентированная, но не лишающая предприятия полной самостоятельности. На улицах в Минске нет ларьков, которые душат Москву, нет людей «кавказской национальности», как нет и китайцев, вьетнамцев, представителей других  неславянских  народов, которые бросались бы тебе в глаза. Может, потому что здесь нет шальных, незнамо откуда свалившихся денег. Какой-то маленький социалистический оазис. Не знаю, хорошо это или плохо. Но я не очень за то, чтобы мы объединились. В первую очередь, из-за того, что тогда перестанут платить командировочные в валюте.

Понимаю, в каждой шутке - только доля шутки.

Но вот вспоминаю недавно закончившиеся учения «Щит Союза», полного оптимизма директора завода колесных тягачей Геннадия Синеговского, восьмиосный тягач для грунтового «Тополя-М», узел связи российского ВМФ в белорусской Вилейке и не понимаю, почему мы не вместе. Все - общее и все - раздельно. Только народ, - что мы, что белорусы,  практически один. Наверное, в чем-то все-таки еще  тот, прежний.   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Блог Виктора Литовкина.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала