Рейтинг@Mail.ru
29 июня - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

29 июня

Читать ria.ru в
1561 - завершено строительство Покровского собора - храма Василия Блаженного.>>
1916 - в воздух поднялся первый самолет авиакомпании «Боинг».>>
1972 - родилась Саманта Смит, американская школьница, «посол мира».>>

1561 - завершено строительство храма Василия Блаженного

1561 - завершено строительство Покровского собора - храма Василия Блаженного.
Храм Покрова Богородицы на Рву построен в XVI веке. Раньше на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен почитаемый в Москве юродивый Блаженный Василий. В октябре 1552 года русские войска взяли Казань - столицу Казанского ханства, в ознаменование чего царь Иван Васильевич IV (Грозный) повелел построить на Красной площади деревянные храмы. На их месте в 1555-1561 годах гениальными русскими зодчими Бармой и Постником был воздвигнут каменный девятипрестольный храм во имя Покрова. Согласно заданию, собор должен был состоять из восьми отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: между четырьмя осевыми столпообразными церквями (Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии) расположены меньшие по Компания Боингвысоте церкви (Трех патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершенной шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе название. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Облик собора был вначале более строгим, но ему уже были присущи своеобразные черты - многочастность композиции, отсутствие акцентированного главного фасада, преобладающее значение пластически богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутренних помещениях, декоративные элементы. Все это придавало зданию характер уникального сооружения-монумента, своего рода памятника славы Русского государства и одновременно воплощало идеи «храма-города», «небесного Иерусалима». В XVII веке асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав, орнаментальная роспись снаружи и внутри храма усилили его живописность. Храм - один из наиболее  своеобразных и впечатляющих памятников мирового зодчества, одна из архитектурных доминант Красной площади, замыкающая ее продольную композиционную ось и вносящая в ее торжественный облик ноту жизнерадостной нарядности. Храм неоднократно реставрировался. В 1929 году был закрыт, его звонница разбита, и новую с 1990 года пришлось составлять из колоколов  других разрушенных московских  храмов. Вновь обрел голос храм Василия Блаженного в мае 2002 года, во время проведения первого Московского Пасхального фестиваля. Собор считается памятником архитектуры и инженерно-строительного искусства мирового значения и включен в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

1916 - в воздух поднялся первый самолет компании «Боинг»

1916 - в воздух поднялся первый самолет авиакомпании «Боинг».
При слове «Боинг» на ум приходят самолет, затем компания и, наконец, человек, который ее основал. На самом деле сначала был Уильям Боинг, американский инженер и предприниматель. Оставив в 1903 году Йельский технический колледж, он приехал на западное побережье, чтобы попытать счастья в качестве лесопромышленника. Это был год первого полета братьев Райт, и романтика нарождавшейся авиации вскоре захватила предприимчивого молодого человека. Пять лет спустя, изрядно заработав, он поселился в Сиэтле и с этого времени полностью отдался авиации. Он изучал теорию полетов, знакомился с конструкциями самолетов, научился управлять ими. Свое первое детище - гидросамолет на двух поплавках (к слову, почти не изменившихся до наших дней), он строил в лодочном сарае на берегу озера Юнион. К моменту первого испытательного полета 29 июня 1916 года специально нанятый пилот опоздал, а когда прибыл на место, то увидел, как гидроплан поднялся в воздух с поверхности озера. За штурвалом находился сам конструктор. А 15 июля того же года Уильям  Боинг зарегистрировал свою компанию, которая годом позже получила название «Boeing Airplane Company». Компания быстро росла: уже через два года 50 гидросамолетов для военно-морского флота строились в цехах, где работало более 300 человек. Однако после окончания первой мировой войны дела пошли хуже, пришлось вступить в острую конкурентную борьбу с другими фирмами. Только к 1927 году «Боинг» завоевал прочное положение как изготовитель истребителей и почтовых самолетов. Заказы уже исчислялись несколькими сотнями самолетов в год. К этому же времени относится строительство первого пассажирского самолета  на 12 мест, а позднее - на 18 мест. В 1929 году компания имела уже 800 рабочих мест и вошла в число лидеров американского авиастроения. Важной вехой в истории авиации стал переход от устаревших деревянных бипланов к цельнометаллическим монопланам с герметизированными салонами. В таких самолетах пассажиры чувствовали себя комфортно даже при  полетах  на значительных высотах. В выпуске этих самолетов «Боинг» быстро опередил своих конкурентов. В годы Великой депрессии и сразу после нее компания вновь оказалась в трудном положении. И тут уставший и разочарованный Уильям Боинг решил покинуть свое детище. В 1934 году - ему тогда шел 54-й год - он навсегда рвет с авиацией: его новым увлечением становится разведение чистопородных лошадей. А компания «Боинг», оправившись от преследовавших ее неудач, продолжила свой путь, оставив за собой имя своего основателя. В настоящее время «Боинг» является крупнейшим в мире производителем гражданских и военных самолетов и основным подрядчиком НАСА, а также ведущим экспортером США. Компания имеет заказчиков в 145 странах мира. «Боинг» - одна из первых аэрокосмических компаний США, открывших представительство в России. В 1993 году в Москве был открыт Научно-технический центр «Боинга», а в 1998 году - Конструкторский центр. Программы сотрудничества американской авиакомпании с российской авиакосмической промышленностью включают проектирование элементов гражданских самолетов и космических конструкций, сотрудничество в области безопасности полетов, помощь в открытии новых маршрутов и многое другое. «Боинг» также сотрудничает с российскими партнерами по программе Международной космической станции (МКС), проектам «Морской старт», «Российский региональный самолет».

1972 - родилась Саманта Смит

1972 - родилась Саманта Смит, американская школьница, «посол мира».
Американская школьница Саманта СмитОсенью 1982 года на глаза Саманте попался журнал «Таймс» с портретом Юрия Андропова на обложке и передовой статьей о том, что этот человек наверняка очень опасен, что он явно ужесточит отношения между Россией и Штатами, что еще непонятно, чего от него можно ждать... Саманта спросила у матери: - Если все его так боятся, почему кто-нибудь не напишет ему письмо и не спросит прямо, хочет он войны или нет? - А почему бы тебе самой не написать? - шутя ответила мать. И Саманта написала письмо: «Уважаемый господин Андропов! Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашим новым назначением. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевать. Искренне Ваша, Саманта Смит». На конверте написали «Москва, Кремль, Андропову». Через месяц Саманту неожиданно вызвали в кабинет директора школы, который испуганно сказал: «Иди домой. Тебе пришло письмо. От мистера Андропова». Естественно, Юрий Владимирович ответил, что войны он не хочет. Тогда Саманта написала второе письмо, где подробно расспрашивала мистера Андропова о том, как живут дети в Советском Союзе. Андропов ответил: приезжай и посмотри. В июне 1983 года Саманта, ее родители Джейн и Артур Смит вылетели в СССР. В Советском Союзе популярность Саманты была необычайной! Хотя, конечно, ходили слухи, что ее отбирали специально, что спецслужбы договорились, выбрали самую милую девочку и послали в Россию «послом мира». Тем временем Саманта Смит триумфально шествовала по стране. Когда она была в Артеке, фотографии Саманты в пилотке, Саманты на линейке, Саманты в галстуке, отдающей салют, обошли все мировые агентства. Потом американцы выясняли: не зомбирована ли девочка. Кстати, Андропов был уже болен и с ребенком не встречался, но они разговаривали по телефону. Перед отлетом домой 22 июля Саманта улыбнулась телекамерам и с улыбкой крикнула по-русски: «Будем жить!» А в своей книге «Мое путешествие в СССР» Саманта заключила, что «они такие же, как мы». С тех пор как девочка по имени Саманта пролетела над океаном, появилось новое выражение - «детская дипломатия». Невзирая на длящуюся холодную войну (которая, впрочем, именно после письма Саманты резко пошла на убыль), дети стали ездить друг к другу куда чаще, чем взрослые. Отбирали их с обеих сторон очень придирчиво, но у сотен подростков появился шанс повидать заграницу. В августе 1985 года Саманта, ее отец и еще шесть человек возвращались из Англии, где они участвовали в шоу Роберта Вагнера - одном из популярнейших на островах. В Америке пересели на местную авиалинию. Ночь была темная и дождливая. Маленький двухмоторный самолет не попал на взлетно-посадочную полосу и упал. Никому из восьми пассажиров выжить не удалось. Гибель знаменитой девочки многие в США связывали с деятельностью КГБ, в СССР - с ЦРУ. Как бы то ни было, тщательное расследование катастрофы показало, что вся ответственность за происшествие лежит на летчике. В США в штате Мэн в первый понедельник отмечается День Саманты Смит.

1900 - родился Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери1900 - родился Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, летчик.
Антуан де Сент-Экзюпери родился в очень знатной, но не слишком состоятельной семье страхового инспектора в Лионе. Когда отец умер, Антуан переезжает со своей матерью в родовой замок на морском побережье, а после окончания коллежа отправляется в Париж и в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. Однако вскоре он увлекается профессией летчика, сдает необходимые экзамены и с 1922 года работает в разных авиакомпаниях. Одновременно Сент-Экзюпери  начинает пробовать свои силы в литературе: его первая новелла, опубликованная в 1926 году, была основана на профессиональных впечатлениях и носила название «Летчик». Эту тесную связь между своими занятиями в авиации и сочинительством Экзюпери сохранит навсегда: все его книги прямо связаны с драматическими и в то же время обыденными событиями его жизни, с его личными впечатлениями и размышлениями. Это касается не только написанных в жанре «записок пилота» книг «Ночной полет» (1931), «Земля людей» (1939), но и его сказки-притчи «Маленький принц» (1943). В то же время Сент-Экзюпери создает в любом из своих произведений не просто достоверную зарисовку жизни, но философски размышляет над проблемами человеческого бытия. К началу «странной войны» 1939 года Антуан обладал авторитетом, достаточным для того, чтобы как-то влиять на свое назначение при мобилизации. И он попросился в истребители. Одноместный истребитель идеально соответствовал его представлениям о борьбе - один на один, глаза в глаза с врагом, когда исход боя целиком зависит от мастерства пилота, его единства со своей машиной... Однако возраст и результаты медкомиссии (плюс желание руководства страны уберечь знаменитого писателя) позволили ему попасть лишь на бомбардировщик, да и то инструктором учебного подразделения. Конечно, его это не удовлетворило. К тому же, как вспоминали друзья, он не принимал для себя самой концепции бомбардировочной авиации, «несущей смерть вслепую, всем без разбора». В конце концов его отправляют в боевую эскадрилью, пилотом дальнего разведчика, созданного на базе бомбардировщика. 31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери  отправляется с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет над Средиземным морем. На базу он не вернулся. Прожив довольно короткую жизнь, Экзюпери сумел состояться и как героическая личность, и как крупный писатель. Каждое произведение Экзюпери - не только описание событий, но выражение его идей и идеалов. Наиболее поэтическим их воссозданием является замечательная философская сказка о Маленьком принце. Это умная и глубокая история обращена не только к детям. Образ Маленького принца предстает в сказке олицетворением наиболее гуманных сторон человеческой личности. Его приключения на разных планетах - в том числе и на Земле - преодоление одиночества и познание необходимости любви, привязанности, ответственности за своих близких.

1941 - началась оборона Заполярья

1941 - началась оборона Заполярья (продолжалась до октября 1944 года).
С самого начала боевых действий немецко-фашистское командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере - город Мурманск и Кировскую железную дорогу. Для выполнения этой задачи предназначались немецкая армия «Норвегия», часть сил воздушного флота (на мурманском направлении свыше 160 самолетов) и немногочисленные силы ВМФ. Горнострелковый корпус «Норвегия» в составе двух горнострелковых дивизий должен был захватить Мурманск; 36-й немецкий армейский корпус (около двух немецких пехотных дивизий) имел задачу овладеть Кандалакшей и перерезать Кировскую железную дорогу; 3-й финский армейский корпус должен был выйти к Кировской железной дороги в районе Лоухи. Советский Север прикрывали: с суши 14-я армия под командованием генерал-лейтенанта В.А.Фролова, с моря - Северный флот под командованием контр-адмирала А.Г.Головко. 29 июня 1941 года войска противника начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении, которое обороняли 14-я и 52-я стрелковые дивизии; на полуостровах Рыбачий и Средний находился 23-й укрепрайон (УР). 135-й стрелковый полк 14-й стрелковой дивизии и части 23-го УР остановили противника на перешейке полуострова Средний, где врагу так и не удалось продвинуться на советской территории за пограничный знак СССР. Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 года. Не добившись успеха на кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа противника, наступавшая на Полярный, за девять дней смогла продвинуться всего на четыре километра. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка - Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила 3-ю горноегерскую дивизию, отбросив ее остатки за реку Западная Лица. Неудачу в Заполярье гитлеровское командование в своей директиве № 36 от 22 сентября 1941 года пыталось объяснить тяжелыми условиями местности, отсутствием дорог и непрерывным усилением советских войск в Карелии и на Крайнем Севере. В действительности же планы врага по захвату Кировской железной дороги и Мурманска были сорваны стойкостью воинов, тесным взаимодействием сухопутных войск и сил Северного флота. В начале октября военное руководство Германии прекратило попытки захватить Мурманск, полуостров Рыбачий и Кировскую железную дорогу, отложив выполнение задачи на 1942 год. Свое решение оно мотивировало тем, что после разгрома советских войск на московском направлении нетрудно будет добиться намеченной цели и здесь. На осень 1941 года оно поставило войскам армии «Норвегия» задачу «удержать захваченную территорию, обеспечить безопасность области Петсамо с ее никелевыми рудниками от нападения с суши, воздуха и моря и провести все подготовительные мероприятия с тем, чтобы в следующем году окончательно овладеть Мурманском, полуостровом Рыбачий и Мурманской железной дорогой». Однако и этим планам противника не суждено было осуществиться. Фронт в Заполярье стабилизировался до октября 1944 года, когда фашистские войска на Крайнем Севере потерпели окончательное поражение.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала