Борис Каймаков, Политический обозреватель РИА Новости.
Мы говорим с ними на разных языках. Мы полагаем, что живем в цивилизованном обществе, они полагают, что наша цивилизация враждебна их идеалам, мироощущению, выживанию. Кто это они? Все, кто готов ради своих целей умереть сам, захватив с собой на тот свет как можно больше невиновных людей. И не имеет никакого значения, боевики-чеченцы это, или моджахеды, религиозные экстремисты или баскские сепаратисты. Цвет кожи, разрез глаз, вероисповедание - просто анкетные данные, не больше. Значение имеют только средства для достижения своей цели. И главнейшее из них - убийство заложников. По нашей терминологии. По их - казнь.
Как только стало известно, какие требования выдвинули, господи, как их называть, наверное, все же преступники, стало ясно - наши дипломаты обречены. МИД России был явно не тот партнер для решения проблемы. А кто партнер? Когда Басаев захватил роддом в Буденновске, Ельцин лечил носовую перегородку. Можно сколько угодно вспоминать, что «хотели как лучше, а получилось как всегда», но не с этой фразой войдет в историю Виктор Черномырдин. А с другой: « Басаев, что вы хотите?»
Спасать дипломатов должна была вся страна, а не только Кремль, Госдума, МИД, или Белый дом. Неужели то, что я написал, пустая фраза. И да и нет. Никакой общественной активности никто не проявил. Все с любопытством смотрели на « говорящую голову», которая делала вид, что что-то знает, но не может сказать. Она ничего не знала, не знала даже, живы ли еще дипломаты или уже нет. И смерть наших людей для МИДа двойная боль. Погибли не просто их люди, они погибли в том числе и в результате их профессионального бессилия.
Трагедия в Ираке показала, что сегодня все мы живем в стеклянном доме. И время от времени камни летят оттуда, откуда даже не приходится ожидать. Мы можем сколько угодно обвинять американцев в том, что они виноваты в развязывании авантюры в Ираке. Они могут нас обвинять в нашей политике на Северном Кавказе. Но мы не отступимся от этой политики, потому что она соответствует нашему пониманию жизненных интересов страны. Также как и американцы полагают, что они отстаивают свои жизненные интересы на Ближнем Востоке. Отсюда следует очень простой вывод. Политики и профессиональные демагоги могут сколько угодно обвинять друг друга, а спецслужбы обязаны, если уж мы, крути, не крути, стратегические партнеры, тесно взаимодействовать. Потому что колокол продолжает звонить....