Рейтинг@Mail.ru
Предстоит внешнеполитическая корректировка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Предстоит внешнеполитическая корректировка

Читать ria.ru в
Российской внешней политике требуется корректировка, заявил президент России Владимир Путин на встрече послов в МИДе России. Такие встречи проводятся раз в два года, начиная с 2002 года, на регулярной основе. В этих совещаниях уже привычно принимает участие президент России. Сама корректировка ожидается к концу года, а пока что Владимир Путин поручил МИДу подготовить обзор внешней политики страны и предложения по ее изменению. До этого остается лишь гадать, что будет меняться - но вряд ли здесь стоит ожидать крупных неожиданностей...

Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.

Российской внешней политике требуется корректировка, заявил президент России Владимир Путин на встрече послов в МИДе России. Такие встречи проводятся раз в два года, начиная с 2002 года, на регулярной основе. В этих совещаниях уже привычно принимает участие президент России.

Сама корректировка ожидается к концу года, а пока что Владимир Путин поручил МИДу подготовить обзор внешней политики страны и предложения по ее изменению. До этого остается лишь гадать, что будет меняться - но вряд ли здесь стоит ожидать крупных неожиданностей.

Корректировка внешней политики России уже идет, что заметно по отдельным фразам президента, министра иностранных дел и т.д. - фразам, звучавшим как во время нынешнего совещания в МИДе, так и во время непрерывной череды крупных дипломатических акций, проходящих в последнее время. Напомним тут саммит ОДКБ в Минске или ШОС - в Шанхае, выступление президента перед Федеральным собранием, или предстоящее председательство Путина на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге.

Если суммировать повторяющиеся мотивы всех этих речей и высказываний, то ключевые слова здесь - уверенность, беспокойство, опыт. А именно, возросшая уверенность России в своей правоте и силах; возросшее ее беспокойство за происходящее в мире; накопленный опыт того, как именно Россия может помочь себе и партнерам сделать мир более предсказуемым и безопасным.

В этот раз стоит обратить внимание на такие высказывания президента с трибуны МИДа: конфликтный потенциал в мире растет, а разговоры о неизбежном конфликте цивилизаций с перспективой длительной конфронтации, по примеру "холодной войны", не утихают. "Убежден, мы подошли к моменту, когда уже по факту происходит модернизация архитектуры глобальной безопасности", - сказал Путин. И если по инерции сохранятся прежние подходы, замечает он, то мир вновь будет обречен на бесплодное противостояние. "Нужно переломить эти опасные тенденции, для этого требуются новые идеи, новые подходы", - считает он. Наконец, самая заметная из всех произнесенных им фраз: "России конфронтация не нужна ни в каком виде, и мы ни в каких "священных союзах" участвовать не будем... Поддерживаем все инициативы по развитию межцивилизационного диалога".

Можно предположить, что это - реакция на множество происходящих в мире событий, в которых так или иначе участвует Россия. Это и война в Ираке, и попытки США и европейцев вмешиваться в происходящее на пространстве СНГ, и обострившиеся споры вокруг поставок энергоносителей, и растущий накал разговоров о праве России председательствовать в "большой восьмерке", тем более проводить через две с лишним недели ее саммит. На поверхностный взгляд, идет массированная атака на Россию.

Однако общий фон, суть этого процесса - усиления влияния на мировой арене новых стран, Китая, Индии и т.д. - и в том числе России. Понятно, что не может быть маленьким влияние страны, которая за последние годы разделила с Саудовской Аравией роль первого в мире поставщика энергоносителей - нефти, но особенно газа - и стремится, отталкиваясь от энергетического "трамплина", сделать скачок к более диверсифицированной и наукоемкой экономике. И ясно также, что когда усиляются одни страны, то роль и положение в мире других стран, пусть лишь относительно, падает.

В политологических кругах поэтому становится модным вопрос: на чьей стороне, в конечном счете, играет Россия - стороне Запада или Востока? "Старых" держав или "новичков"? Кому она поспособствует в своей экономической политике - той или другой стороне? К кому из них, наконец, чувствует себя принадлежащей идеологически и политически?

Вопросы эти, однако, для российской стороны выглядят искусственными и не отражающими реальностей нового века. Россия не собирается играть в противопоставление одних партнеров другим, она просто хочет обеспечить себе возможность предсказуемого развития. И совершенно не желает того, чтобы мир вновь раскололся на два лагеря, когда "старые" властители мира борются с "новичками" - и наоборот. Вот в чем смысл слов Путина насчет "священных союзов".

Союзы такие не только опасны, но и бессмысленны. Перед глазами российского руководства - печальный пример США, которые, ввязавшись в войну в Ираке, тратят сейчас на нее до 9 миллиардов долларов в месяц, и поэтому не могут без сокращения социальных расходов и увеличения и без того опасного бюджетного дефицита провести модернизацию вооруженных сил. И никакие союзы здесь не способны исправить ситуацию. Этот пример бессилия силы слишком нагляден, чтобы его игнорировать.

Поэтому в случае с Ираном, например, Москва вела дело к совместному участию европейцев, США, Китая и России - и самого Ирана - в урегулировании кризиса, вместо того чтобы вести дело к "изоляции" Ирана. "Мы не намерены присоединяться к разного рода ультиматумам, которые лишь загоняют ситуацию в тупик, наносят удар по авторитету Совета Безопасности ООН", - сказал по этому поводу президент России в МИДе.

Это - уже явственный почерк российской внешней политики, который без сомнения уже стал частью ее корректировки.

Где еще требуется такая корректировка, да, собственно, уже и происходит?

На том пространстве, которое все еще именуют "постсоветским" - и которое давно уже уходит или ушло от реальностей советского периода. Мы видим на этом пространстве хаос и кризисы там, где европейские и "вообще западные" структуры стараются ослабить влияние России, и совершенно обратную картину на тех территориях, где эти попытки не удаются. Раньше считалось, что из стран СНГ наибольшие перспективы - у Украины, а ось интеграции проходит между Москвой и Минском. Сейчас получается, что центр интеграции на упомянутом пространстве - это Россия и Казахстан, и что Центральная Азия - наиболее интересный регион с точки зрения будущего. В общем и целом понятие "СНГ" требует не просто корректировки, а, возможно, нескольких разных политик.

Требуется больше ясности и в экономической политике России. Она, скажем так, имеет все возможности, чтобы стать более экономической. "Ни от одного из партнеров за все это время не довелось услышать сомнения в экономической оправданности действий России", - заявил в МИДе Путин. Хотя, похоже, многие из партнеров хотели бы воспользоваться экономическими возможностями России для тех же самых "священных союзов", больших и маленьких. Но как с Европой, так и с Америкой, Азией и другими частями света Россия хотела бы дружить ради своих интересов, а не против кого-то.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала