В пятницу в зоне грузино-осетинского конфликта представители МВД Грузии и Южной Осетии ликвидировали по одному посту, незаконно установленному каждой из сторон. О ситуации в зоне конфликта и о необходимости как можно быстрее подписать договор о гарантиях безопасности между сторонами командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне конфликта Марат Кулахметов рассказал обозревателю РИА Новости Наталье Ратиани.
- Какая сейчас ситуация в зоне конфликта?
- В целом динамика событий в зоне конфликта оптимизма не прибавляет - то, что сейчас происходит в зоне конфликта, имеет определенные последствия. Меня, как военного человека, это настораживает - в частности, активизация подразделений специального назначения МВД Грузии в зоне конфликта, которые выполняют специфические задачи, в том числе спецоперации, не согласовывая их ни с командованием миротворческого контингента в зоне конфликта, ни с осетинской стороной.
Такие действия грузинской стороны провоцируют противоположную сторону (юго-осетинскую) на адекватные действия. Эта веревочка может надорваться, или вообще порваться. Я думаю, что на это ставка и сделана. Как военного человека, меня настораживают и военные приготовления грузинской стороны, которые идут, конечно, за зоной конфликта, но идут с таким размахом, с такой направленностью , что это не может не настораживать.
- И какой выход из сложившейся ситуации?
- Путь выхода из сложившейся ситуации один: стороны должны сесть за стол переговоров и как можно скорее приступить к выработке совместного плана урегулирования. Пока разговор об этом только идет, но, к сожалению, реализации никакой нет. До сих пор не определены те гарантии, которые обе стороны должны подписать в договоре о неприменении оружия в зоне конфликта. Поэтому люди себя и чувствуют в зоне конфликта неуютно и некомфортно.
Как бы ни старались миротворцы, если нет политической воли и желания, то тяжело будет найти консенсус между грузинской и юго-осетинской сторонами. Чем быстрее начнется совместная работа между сторонами, конечно, при условии подписанных гарантий о невозобновлении огня, тем быстрее можно будет всерьез говорить о разоружении, демилитаризации в зоне конфликта. А пока сколько не говори "халва" - она слаще не станет.
Подписание между грузинской и югоосетинской сторонами документа о гарантиях безопасности назрело. Но такой документ должен быть подкреплен политическими действиями руководства сторон, в противном случае это будет просто очередная бумага.
- Как обстоят дела с военной полицией, которая распоряжением министра обороны Грузии не имеет больше права находится в зоне конфликта?
- В течение последних полутора месяцев военная полиция Грузии активных мероприятий в зоне конфликта не проводила.
В соответствии с существующими договоренностями, в зоне конфликта могут находиться правоохранительные органы сторон и миротворческий контингент. Другой вопрос в том, может ли юридически в зоне конфликта находиться именно спецназ МВД Грузии, как составляющая часть МВД.
Характер их последних действий и развитие событий в зоне конфликта заставляют задуматься, какие функции спецназ несет в зоне конфликта.
Борьба с контрабандой - это, безусловно, государственное дело, но когда эта борьба переходит грани, мне это не понятно. Под "переходом граней" я имею в виду тот факт, что о тех или иных спецоперациях спецназ Грузии не ставит в известность СКК и миротворцев. Когда СКК создавалась, то именно этот орган должен был координировать работу различных ведомств в зоне конфликта.
Несогласованность таких действий с СКК и миротворцами - это провоцирование противоположной стороны.
Полицейские посты в зоне конфликта грузинская сторона стала интенсивно выставлять с 2004 года. Наличие такого количества постов со стороны Грузии, а их сейчас 16, говорит о создании элементов пограничной службы. Для сравнения миротворческих постов в зоне конфликта 19.