Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Сегодня стартует XXVIII Московский международный кинофестиваль.
Он продлится с 23 июня по 2 июля.
В конкурсе участвуют 17 фильмов, в том числе российский фильм «Червь» режиссера Алексея Мурадова. В самый последний момент возглавил жюри фестиваля рядовой член жюри Анджей Жулавский. Это случилось после внезапного отказа модного австрийского режиссера Михаэля Ханеке, который передумал рулить московским кинофестивалем, и отозвал свое прежнее решение возглавить жюри.
Эта неожиданность разом внесла в начало фестиваля нервозность.
Устроители феста во главе с Никитой Михалковым направили Ханеке открытое письмо, где назвали его поступок, цитирую - «бесчестным» и принялись срочно искать замену. В конце концов, взяв ночь на размышление, стать главой жюри решился польский режиссер и писатель Анджей Жулавский.
Жулавский стал культовой фигурой современных масс-медиа, после того как блистательная французская актриса Софи Марсо оставила Францию, (и отчасти кино) став подругой Жулавского и родив ему сына Венсана.
Напомню, что кроме Жулавского в состав жюри входит российский режиссер Алексей Учитель, английская актриса Джулия Кристи, французский киновед Пьер-Анри Деле.
Открытие московского фестиваля в очередной раз наводит на мысли о его статусе в шеренге мировых кинопарадов. Увы, Москва все-таки уступает престижу Венеции, Берлина, не говоря уж о фестивале в Каннах. Формально принадлежа к фестивалям класса «А» мы не располагаем достаточной суммой для проведения первоклассного форума. В этом году бюджет фестиваля, по словам исполнительного директора Александра Котелевского составил около 90 миллионов рублей. Это в три раза меньше того, что обычно требуется фестивалю такого класса.
Отсюда многие проблемы, многие, но не все.
Деликатно отвечая на острый вопрос о месте нашего кинофестиваля в ряду других международных форумов, Жулавский сказал, что ММКФ один из самых значимых в мире, но... но июнь не тот месяц, когда нужно проводить русский форум. Брэнд России - зима, снег, декабрь.
Жулавский прав! Вспомним начало великого романа «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. Герой вспоминает, как в детстве первый раз в жизни увидел лед. Лед в жаркой стране показывали как чудо.
Нам нужно облачить фестиваль в раму из сияющего льда. Может быть, стоит вообще посадить жюри и конкурсантов на атомный ледокол, идущий на Северный полюс. Об этой экзотике будут писать все газеты земли. Чтобы попасть на борт будут ломиться в очереди Шварцнеггер и Николь Кидман.
Пусть я увлекся, пусть! Но тут важен размах, дерзость, у нас нет другого выхода. ММКФ нужна своя оригинальная физиономия. У нас нет каннской набережной Круазетт с видом на Средиземное море, нет венецианских каналов, но зато у нас есть, то чего там нет - лед, снег, холод.
Может быть, стоит перенести фестиваль в зимний Петербург, во дворцы Царского села, а лучший выход - патронаж президента и новая резиденция на берегу Балтики, там, где вот-вот начнется саммит большой восьмерки.
Но вернемся на землю.
В Москву. В жару. В эти дни основной площадкой для фестиваля станет новоотстроенный кинокомплекс «Октябрь» на Новом Арбате. Комплекс великолепный, но он стоит посреди бесконечной автомобильной пробки на одной из самых перегруженных улиц столицы.
И все-таки, московский фестиваль озарен славной историей и великой традицией. У его истоков стоят корифеи: Чухрай, Бондарчук, Калатозов. Наше кино блистало и в Каннах и в Венеции и в Берлине. От количества наград слепит в глазах как от глыбы льда, в луче солнца. Пожелаем ему успеха.
Наш прокат выходит на передовые позиции в мире.
Например, в прошлом году общие доходы от показа кино составили по стране огромную сумму 350 миллионов долларов. Это данные MIPAA, Американской ассоциации кино. Причем треть этой суммы обеспечили российские кинопроизводители. Российский зритель, наконец, почувствовал интерес к своей жизни, а не только к продукции Голливуда.
Это внушает умеренный оптимизм.
В русскую программу фестиваля вошли 96 фильмов. Среди них, фильм «977» Николая Хомерики представленный только что в Каннах.
Откроется конкурсный фестиваль фильмом знаменитого китайского режиссера Чена Кайге «Клятва», это его фильм «Прощай, моя наложница!» когда-то получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах.