24 июня 1717 года в лондонской таверне "Гусь и Противень" была учреждена Великая Ложа Вольных Каменщиков. И хотя многие признают, что в этот день "масонство лишь вышло на поверхность", именно эту дату принято считать официальным оформлением масонства как организованного движения.
Появление франкмасонства тесно связано с историей средневековых ремесленных гильдий и братств. В Англии первые цехи появились в XII веке, а в XV веке они стали играть важную роль в жизни страны. Цехи обладали широкими правами и привилегиями, что привлекало в их ряды людей, не владевших профессией строителя (впоследствии их стали называть "спекулятивными" масонами, в отличие от "оперативных").
Примерно в XV возникло и название название "масонство" ("франкмасонство", от фр. franc mason, "вольный каменщик"). С одной стороны, в названии нашло отражение свобода передвижения, который пользовались средневековые строители, с другой - тот факт, что к цеху каменщиков относились архитекторы и скульпторы, люди свободных профессий.
Однако было в этом словосочетании и другое значение. Согласно масонской легенде, царь Соломон, завладев троном Давида, занялся строительством храма и царского дворца. Для этого он заключил союз с царем древнего Тира Хирамом, правившим по соседству с Израилем. Хирам предоставил Соломону целую армию каменщиков и плотников, которых возглавлял главный мастер строителей храмов, посвященных богу Дионису, Хирам Абифф - самый ловкий и искусный из когда-либо существовавших в мире строителей.
Хирам Абифф знал тайны мастерства и секретные слова, которые помогали безошибочно оценить уровень работы любого строителя. Однажды три подмастерья захотели вынудить его сообщить им секреты Великого Мастера и подстерегли Абиффа в храме, где он молился у незавершенного алтаря, а когда Великий Мастер отказался назвать секретный пароль, то убили его циркулем, угольником и молотком (три этих предмета стали символами масонства).
События, передаваемые в легенде о Хираме, легли в основу обряда посвящения в степень магистра. В статье "Современное франкмасонство" Афанасий Иванович Булгаков подробно описал этот обряд: "...Посвящаемый в мастера должен занять в гробу место убитого лежащего в гробу мастера (Хирама), который не хотел сообщить подмастерьям священное слово мастера. ...Убитого ищут и, наконец, находят, стараются приподнять, но заявляют, что у него тело уже сошло с костей. Тогда его приподнимает первоприсутствующий мастер, троекратно целует и тихо говорит ему: "Macbena" (мастерское слово, символ смерти Хирама), и вслух восклицает: "Да будет хвала Великому Строителю Вселенной. Мастер найден!.."
После этого, как утверждает Булгаков, новый мастер произносит клятву, в которой обязуется "действовать согласно идеалам масонства", "любить научную истину", "избегать лжи", и "искать всяких средств к образованию самого себя, к просвещению своего духа, к укреплению своего разума".
Храм внешний и внутренний
Храм занимает центральное место в масонской символике: каждый масон строит "внутренний храм", развивая свои морально-этические качества - каждое из которых, в свою очередь, отождествляется с каким-либо строительным инструментом: молотком, циркулем, угольником, линейкой. Угольник, например, символизирует прямоту и честность. "Подобно тому, как здание, построенное без угольника, может рухнуть и похоронить под собой и самого строителя, и его товарищей, так и человек, живущий бесчестно, приносит несчастья и себе, и своим близким. Поэтому масон символически обязан сверять свои поступки с угольником подобно тому, как каменщик выверяет свою работу по этому инструменту", - так трактуется этот символ на сайте одной из современных лож. Сам процесс строительства становится также символом построения нового совершенного общества.
Еще одна масонская легенда о Храме ведет историю масонских лож от ордена Тамплиеров, или Храмовиков, который был разгромлен французским королем Филиппом IV и Папой Климентом V за "сатанизм, поношение христианства и стяжательство". Руководитель ордена Жак де Молэ и его товарищи погибли на костре, но часть сокровищ Ордена, в том числе и мистического толка (Чаша Грааля), по преданию, были спасены, и оставшиеся в живых Тамплиеры начали работу, создав тайные общества. Целью их жизни стала месть - борьба против власти Церкви и Короля, гласит легенда.
Интересно, что в рукописях масона Ланского историк Георгий Вернадский обнаружил свидетельство о том, что "императоръ Петр I и Лефортъ были в Голландiи приняты въ Темплiеры" - то есть в ложу, носящую название древнего рыцарского ордена.
Масонство и религия
Надо заметить, что легенды о Хираме в Библии нет. Она взята из еврейского предания и выдает один из главных источников мифологии "вольных каменщиков". В связи с этим некоторые исследователи обращают внимание на то, что в поклонении Великому Архитектору можно разглядеть "возвеличивание иудо-каббалистических учений". Так, как утверждает А.Д.Философов, в масонской ложе можно увидеть "имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающие экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство".
Связь масонского учения с иудаизмом стала причиной того, что это учение стало восприниматься как противное христианской вере, своего рода новая ересь жидовствующих - несмотря на то, что "идеал масонства основывается на заповедях, общих для всех христианских конфессий".
Цитируемый выше Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя Михаила Булгакова, говоря об отношении масонов к православной церкви, признавал, что франкмасонский союз "воздерживается от всякого участия в религиозных смутах", прежде всего "стараясь сделать из своих членов хороших людей". Сами масоны, по его словам, утверждают, что вражды между христианством и эзотерическим учением "вольных каменщиков" быть не может, так как последнее "опирается на вечные основы всех верований", стремясь сделать из иудея, язычника или православного вообще "хорошего иудея", "хорошего язычника", "хорошего православного". Однако, продолжает Булгаков-старший, быть "хорошим иудеем" "значит быть хорошим врагом всякой иной веры; иначе люди должны лицемерить, скрывая свои воззрения; но поддерживать лицемерие в членах своего союза вряд ли может входить в планы истинного франкмасонства, направленного к воспитанию нравственных существ". Кроме того, "истинное франкмасонство не поощряет религиозного безразличия". Чтобы выпутаться "из этого затруднительного положения", делает вывод Булгаков, масонство, "как видно, стремится создать новую веру, утверждающуюся на вечных основах всех верований, на том всеобщем начале, которое можно найти во всякой религии, т. е. на вере в Величайшее бытие, Личное Существо, Строителя вселенной".
Однако даже подобные деистские воззрения, которые легко прослеживаются в разговорах о Строителе вселенной, разделялись не всеми масонами - и не всегда. К концу XVIII века в Европе стали размножаться всевозможные "системы", многие из которых не остались в стороне от новых веяний. Многие ложи даже отказываются от традиционного требования, согласно которому участник ложи не может быть атеистом. Так, в 90-ых гг. известный астроном Лаланд основывает ложу наук, в которую принимает Вольтера, чья антиклерикальная деятельность сделала его противником многих "ортодоксальных" масонов. Последний шаг сделал Великий Восток Франции, который в 1877 году исключил веру в Бога и служение Великому Строителю Вселенной из числа обязательных требований к посвящаемому. В руководящий документах ВВФ масонство названо "Филантропическим и прогрессивным движением, ставящим целью поиск истины, постижение всеобщей морали". Основополагающими принципами объявлялись "абсолютная свобода совести и солидарность", а девизом - Свобода, Равенство, Братство. Так возникает либеральное масонство.
Масонство в России
Как уже говорилось, одним из первых масонов в России можно считать Петра I. И хотя о франкмасонской деятельности Петра сведений не сохранилось (судить о том, насколько притеснения Православной Церкви в петровскую эпоху были связаны именно с масонскими убеждениями государя, достаточно сложно), событие это представляется глубоко символичным. Действительно, именно при Петре появляется особая категория людей, считающих, что "служение обществу и государственная служба - одно и то же" (Лотман Ю.М. "Сотворение Карамзина"). Новый культурный класс, воспитанный на началах "служилого утилитаризма", привыкает "все свое существование осмысливать в одних только категориях государственной пользы и общего блага". "Табель о рангах" заменяет и символ веры, и само мировоззрение ...", - замечает по этому поводу о. Георгий Флоровский в книге "Пути русского богословия".
Именно идея общественного служения как нравственного долга человека становится определяющей в мировоззрении масонов ХVIII века. О людях этого круга Пушкин писал: "Мы еще застали несколько стариков, принадлежавших этому полуполитическому, полурелигиозному обществу. Странная смесь мистической набожности и философского вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия, ярко отличали их от поколения, к которому они принадлежали".
В "практической филантропии" масонов екатерининской (и позднейших) эпох можно разглядеть черты того, что сегодня принято называть "гражданским обществом". "Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-политическим движением, значение его было огромно... Лучшие русские люди были масонами... Масонство было первой свободной самоорганизацией общества России, только оно не было навязано властью", - писал по этому поводу Николай Бердяев, с симпатией относившийся ко многим масонским идеям.
"Русское масонство XVIII и начала XIX веков сыграло громадную роль в духовной мобилизации творческих сил России. С одной стороны, оно привлекало к себе людей, искавших противовеса атеистическим течениям XVIII века, и было в этом смысле выражением религиозных запросов русских людей этого времени. С другой стороны, масонство, увлекая своим идеализмом и благородными мечтами о служении человечеству, само было явлением внецерковной религиозности, свободной от всякого церковного авторитета. С одной стороны, масонство уводило от "вольтерианства", а с другой стороны, - от Церкви; именно поэтому масонство на Руси служило основному процессу секуляризации, происходившему в XVIII веке в России. Захватывая значительные слои русского общества, масонство, несомненно, подымало творческие движения в душе, было школой гуманизма, но в то же время пробуждало и умственные интересы. Давая простор вольным исканиям духа, масонство освобождало от поверхностного и прошлого русского вольтерианства", - пишет в "Истории русской философии" о. Василий Зеньковский.
О том, что масонство стало реакцией на "болезнь" вольтерьянства, пишет и Флоровский. "Во вторую половину [XVIII] века начинается духовное пробуждение. Это было пробуждение от тяжкого духовного обморока. Не удивительно, что слишком часто оно походило на истерику", - отмечает историк. "Пароксизм совестливой мысли", говорил об этом масонском пробуждении Ключевский... "Но это не был только пароксизм. Вся историческая значительность русского масонства была в том, что это была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского инобытия и рассеяния...", - продолжает Флоровский.
В основе гуманизма масонов, по мнению Зеньковского, "лежала реакция против одностороннего интеллектуализма эпохи". Любимой формулой здесь была мысль, что "просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву".
Распространению масонства способствовала его "эзотеричность", доступность лишь по ступеням "посвящения", отмечает исследователь. Не меньшей привлекательностью обладали идеи о "золотом веке впереди" - утопические мечты о преобразовании действительности в соответствии с нравственным идеалом масонов. "Практический идеализм" масонов создавал "свой особый стиль жизни и мысли".
Ощущая Церковь как "отживающее учреждение", масоны призывают к "истинному просвещению" и "пробуждению сердца" - надо заметить, нередко впадая в оккультизм. В частности, характерна идея "отсечения страстей" и "насилования воли" для освобождения "внутреннего человека". Справедливо замечает Флоровский, что здесь "характерно острое чувство не столько греха, сколько нечистоты". В мистической антропологии, которой следовало масонство, громадное значение имела доктрина первородного греха и учение о "совершенном" Адаме. ""Восстановление" этого "изначального совершенства" в XIX веке приняло более натуралистическую окраску в учении о "сверхчеловеке", в замыслах "человекобожества..."", - продолжает Зеньковский.
В эпоху Александра I в философии масонства особое звучание получает и идея космополитизма, понимаемая как "гражданство Астреи" - будущего царства добра и справедливости. Одним из видных представителей масонской идеологии начала XIX века был небезызвестный государственный деятель Михаил Сперанский. Да и сам государь, как отмечал во многих своих работах историк Александр Николаевич Пыпин, не чужд был различным религиозным "веяниям". Именно в период активной деятельности основанного Александром Библейского общества становится популярной идея о том, что "все разделения между исповеданиями от гордости разума"...
Масонство вчера и сегодня
Свобода совести, права человека, равноправие - популяризации многих из тех идей, которые для нас сегодня привычны, способствовали именно масоны. Примечательно, что из подписавших Декларацию независимости 56 человек 55 были масонами.
Нельзя не признать, что "вольные каменщики" сделали немало для становления в России типографского дела и светского образования, близко познакомив страну с западной культурой и философией. Многие из них были настоящими праведниками, самоотверженными энтузиастами, готовыми все отдать на "филантропические" цели (Лотман говорит о московский мартинистах - "нравственный оазис"). Алексей Михайлович Кутузов, масон новиковского круга, всю жизнь посвятивший служению ордену, скончался в берлинской долговой тюрьме - от голода. Возможно, эта самоотверженность была одним из секретов популярности масонства.
Но нельзя не сказать и о том, что эти же люди провели - и продолжают вести - большую работу по маргинализации Церкви, подменяя христианство симпатичными, но достаточно опасными идеями о внецерковной - а нередко и антицерковной - добродетели... Многие из масонских лож открыто заявляли о своем христоборчестве, тем самым дискредитируя и те "гуманистические" идеалы, которые они провозглашали. "Триумф Галилеянина длился 20 веков. Иллюзия длилась слишком долго. Он исчезает в свою очередь. Бог - лжец. Он присоединяется в пыли веков к другим божествам Индии, Египта, Греции и Рима, которые тоже видели много обманутых ими существ, лежащих ниц перед их алтарями. Братья-масоны, нам должно быть приятно, что мы не чужды этому падению ложных Богов", - провозгласил в 1903 году Конвент Великого Востока. "Долой Распятого: Ты, который уже 18 веков держишь мир сгорбленным под Твоим ярмом, Твое царство кончено. Не нужен Бог!" - говорит масон Флери.
Сегодня в отношении масонства существует два больших заблуждения. Согласно первому, глупо видеть во всем "масонский заговор", а любая попытка оценить роль "вольных каменщиков" в истории рассматривается как увлекательная конспирология, не более того. Согласно другому, именно масонские ложи - таинственные и всемогущие организации - стоят за важнейшими историческими событиями. И то и другое в корне не верно. Как сказал в одном из своих недавних интервью крупному информационному агентству дьякон Андрей Кураев: "Не надо считать, что Господь Бог ушел в отпуск, передав власть над миром масонам. Но и не надо считать, что слово "масон" употребляют только неумные люди, а на самом деле их не было и нет".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников