Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
9 мая в России отметили очередной День победы во Второй мировой войне. По радио вновь прозвучал голос диктора тех времен, предварявшего фронтовые сводки словами «От Советского Информбюро...» Сообщения же о празднествах нынешней 61-й годовщины Победы распространило, как обычно, Российское информационное агентство «РИА Новости». Оно передает сегодня львиную долю информации о России, попадающей в отечественные и зарубежные СМИ.
Молодое поколение россиян уже вряд ли отдает себе отчет, что речь идет об одной и той же организации, сменившей за более чем полвека своего существования несколько названий: Совинформбюро - Агентство Печати «Новости» - «РИА Новости». Короткая память молодежи, однако, не помешает агентству, ставшему своего рода национальным институтом, отпраздновать в июне свое 65-летие.
Новая пресс-служба, возможно, не увидела бы свет, не напади Гитлер на СССР. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года , Центральный комитет компартии и правительство СССР, полностью подчинявшееся тогда партийной воле, приняли решение создать Советское информационное бюро.
Задачи нового источника информации лежали по обе стороны советской границы, нарушенной вермахтом. Населению СССР необходимо было рассказывать о состоянии дел на фронтах, мобилизовать его на отдачу всех сил войне, вскоре получившей в народе название Великой Отечественной и Священной. Иосиф Сталин также прекрасно понимал: нужно было вести информационный дневник происходящего в СССР в районах военных действий, в тылу, и выкладывать этот дневник на страницы зарубежных газет, в эфир западноевропейских и американских радиостанций. Рассказ о том, какой героизм проявляют советские люди для защиты Родины, на какие жертвы они идут, не мог не высечь искру сочувствия у общественности стран антигитлеровской коалиции. А это в свою очередь подтолкнуло бы правящие круги западных демократий на то, чтобы преодолеть опасения, которые вызывала у них сама мысль о военной помощи СССР, этому «очагу коммунистической заразы».
Конечно, Совинформбюро было чисто государственным, официальным образованием. Но война уравняла устремления Кремля и народа. В этом смысле новое информационное агентство было тогда по существу и без натяжки общественным. Этот статус Совинформбюро придавало также то обстоятельство, что в его недрах были созданы и развернули энергичную работу четыре общественных антифашистских комитета - советских женщин, молодежи, ученых и Антифашистский еврейский комитет. Его председатель Соломон Лозовский, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР, стал в 1945 году начальником Совинформбюро.
В 1941-45 годах авторский состав Совинформбюро насчитывал примерно восемь десятков человек. Но его список читался как энциклопедия звездных имен советской литературы. Статьи для агентства готовили известнейшие писатели и публицисты - будущий Нобелевский лауреат Михаил Шолохов, поистине народный поэт тех лет Константин Симонов, популярные романисты Алексей Толстой, Леонид Леонов, Илья Эренбург и многие другие. Талант этих людей, помноженный на сострадание мира к военным тяготам, переживаемым Советским Союзом, обеспечил такой спрос на материалы Совинформбюро, о котором его создатели не могли и мечтать. Только за первые месяцы войны крупнейшие западные издания опубликовали более 1500 статей советских авторов, и спрос на них стремительно возрастал.
Особый шум в мировой прессе каждый раз производили страстные, поражающие своим отточенным стилем статьи Ильи Эренбурга. Его в те годы называли «европейским публицистом номер один». Говорят, Геббельс, нацистский министр пропаганды, созывал специальные совещания, чтобы решить, как отвечать советскому литератору.
К концу войны Запад все-таки открыл второй фронт. Ранее в Советский Союз были доставлены по «ленд-лизу», то есть международной программе помощи, 22 195 самолетов, 12 980 танков, 13 тыс орудий, 427 тыс автомобилей , 560 кораблей, 345 тыс тонн взрывчатки. В том, что эти важнейшие события все-таки произошли, как и в самой победе над фашизмом есть малая, но все-таки заметная толика самоотверженных усилий авторов Совинформбюро, первого советского агентства, с которым не побоялись сотрудничать крупнейшие зарубежные газеты и радиостанции.
После войны эта радостная картина информационного единения Москвы и внешнего мира быстро поблекла. Начиналась «холодная война», и материалы из СССР наталкивались на сопротивление западных редакторов, оказавшихся, в отличие от горячих военных лет, по другую сторону фронта.
Одновременно внутри СССР зрела общественная психология осажденной крепости. Верхи склонялись к мнению, что информационные каналы, связывающие советские общественные организации и собственно Совинформбюро с зарубежными странами, теперь работают в обратную сторону. По этим каналам в СССР рвется враждебная, растлевающая буржуазная идеология, считали в Кремле.
Биография агентства начинает повторять судьбу страны со всеми ее зигзагами и черными пятнами. В конце 1948 года Антифашистский еврейский комитет был закрыт, Соломон Лозовский - арестован и расстрелян. В Пражскую весну погибли два ведущих журналиста агентства - вертолет, с которого они разбрасывали листовки, был обстрелян с земли. Позднее собкорам агентства пришлось бежать из Афганистана вслед за уходящими советскими танками.
Эти неудачи и проблемы тем не менее не помешали Совинформбюро обрасти десятками представительств в зарубежных странах и приступить там к изданию собственных газет и журналов, по-прежнему пользовавшихся большой популярностью у иностранного читателя. Советский Союз был снова интересен, потому что многим хотелось знать, так ли он страшен, как его малюют.
Со своей стороны Кремль уловил силу того, что сейчас называют пиаром, а тогда - внешнеполитической пропагандой. После того, как в СССР были разоблачены преступления Сталина и провозглашен тезис о мирном сосуществовании государств с различными социальными системами, Кремль ощутил нужду в новом, более гибком средстве представления миру благоприятного образа страны. Тогда в августе 1961 года из кубиков Совинформбюро было сложено Агентство печати «Новости».
Несколько советских общественных организаций, учредивших АПН, объявили о его не государственном, а тоже общественном статусе. И, строго говоря, это не было ложью. На волне оптимизма, вызванного хрущевской оттепелью и полетом Гагарина в космос, большинство советских людей были готовы часами объяснять первому встречному иностранцу, как они стремятся к миру и надеются на скорый приход светлого будущего.
Чем, собственно, и занималось АПН. Если исключить редкие отклонения в сторону «серой» пропаганды, этой ответной реакции на наскоки Американского информационного агентства USIA, четырехтысячная команда журналистов АПН работала без предвзятости, на сближение СССР с остальным миром, а не на изоляцию от него. И наиболее дальновидные круги Запада отдавали этому должное. Так, в 1979 году АПН получило в Италии почетный диплом «Серебряная скала», присужденный «за доверие и дружбу между народами и предоставление итальянским СМИ материалов, имеющих литературную и историческую ценность».
С сентября 1991 года Совинформбюро - АПН существует в своей новой, третьей ипостаси - как государственное российское информационное агентство «РИА Новости». Но его призвание остается прежним: рассказывать зарубежной аудитории, что представляет из себя новая, демократическая Россия, как здесь живется людям, о чем им думается.
Спрос на честный рассказ сегодня не меньше, что в период «холодной войны». Собственно, многие россияне считают, что отношение к их стране со стороны неконсервативного крыла администрации США или энтузиастов «оранжевых революций» из Брюсселя можно назвать «второй холодной войной». То, как Москва развивает у себя в последние годы демократию, там не нравится. Не проходит и недели, чтобы Россию не попрекнули откатом от демократических ценностей, возрождением имперских амбиций на постсоветском пространстве или использованием газовой трубы в качестве политического оружия.
В ответ у многих россиян появляются свои опасения. 39 процентов населения здесь верят, что НАТО и ЕС хотели бы окружить и изолировать Россию поясом «оранжевых» режимов. Еще большее число моих сограждан отвергают мессианство США, пытающихся навязать другим странам свою модель демократии, начиная с Афганистана, Ирака. Как считают в России, главная причина нынешнего всплеска русофобии сопоставима с предпосылками послевоенной «холодной войны». Тогда последователи маккартизма встревожились из-за распространения коммунистического влияния на Восточную Европу и далее в глобальных масштабах. Сегодня идейные потомки тех же сил озабочены возрождением России после, говоря словами Александра Солженицына, «национального обморока», вызванного крушением коммунистического режима. Энергичная, сильная Россия устраивает в этом мире далеко не всех.
Как бы то ни было, лучше объясниться, чем позволить втянуть себя в римейк «холодной войны». Этому объяснению России и хотело бы посвятить себя «РИА Новости», вступающее в 66-й год своего существования.