Рейтинг@Mail.ru
Российско-грузинский диалог: позиция Москвы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российско-грузинский диалог: позиция Москвы

Читать ria.ru в
Дзен
Петербургская встреча Владимира Путина и Михаила Саакашвили поставила в повестку дня вопрос о возобновлении российско-грузинского диалога. Однако это не означает, что отношения между двумя странами теперь гарантированно начнут улучшаться. Пока что ни по одному из «конфликтных» вопросов не происходит сближения позиций. Тем более важно попробовать представить позиции сторон, которые они могут занять в ходе возобновляющегося диалога, определить их приоритеты...

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий - РИА Новости.

Петербургская встреча Владимира Путина и Михаила Саакашвили поставила в повестку дня вопрос о возобновлении российско-грузинского диалога. Однако это не означает, что отношения между двумя странами теперь гарантированно начнут улучшаться. Пока что ни по одному из «конфликтных» вопросов не происходит сближения позиций. Тем более важно попробовать представить позиции сторон, которые они могут занять в ходе возобновляющегося диалога, определить их приоритеты. Особенно это важно в отношении России, позиции которой в этом диалоге значительно сильнее, что признают все наблюдатели. Не случайно, что Саакашвили пришлось проявить инициативу, прибыв в Петербург для того, чтобы попробовать смягчить хотя бы наиболее острые противоречия в межгосударственных отношениях.

Итак, какой может быть гипотетическая российская позиция на будущих переговорах России и Грузии? Как представляется, во-первых, речь идет о статусе миротворцев в Южной Осетии и Абхазии. Россия заинтересована как в сохранении нынешнего формата миротворческих операций в этих «непризнанных государствах», так и в том, чтобы российские военнослужащие были ограждены от провокаций с грузинской стороны: есть основания полагать, что тбилисские власти способны положить этим провокациям конец. Разумеется, отношения между Россией и Грузией не могут считаться нормальными, пока грузинский парламент ставит вопрос об отзыве миротворцев из Осетии, что может привести к хаосу в этом и без того неспокойном регионе, созданию вакуума, который могут заполнить полувоенные формирования.

Вряд ли в ближайшее время Россия ожидает того, что Грузия сделает какие-либо шаги по пути признания права народов Абхазии и Южной Осетии на самоопределение. Понятно, что это означало бы разрыв со всем политическим курсом тбилисских властей, и столь же ясно, что никакое правительство сейчас не решится пойти на такой шаг. Однако возникает закономерный вопрос - если Европа вынуждает пойти на аналогичный шаг сербского премьера Воислава Коштуницу (в случае с Косово), почему такой сценарий должен быть полностью исключен для Саакашвили? Но, повторим, на сегодняшний момент принципиально важной является хотя бы нормализация ситуации вокруг миротворческих операций России.

Во-вторых, Россия хотела бы, чтобы Грузия определилась со своим членством в СНГ. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация - грузинская сторона периодически заявляет о возможности своего выхода из этой международной организации, но никаких реальных действий в этом направлении не предпринимает. Если Грузия действительно хочет «потепления» в отношениях с Россией, ей придется отказаться от муссирования в публичном пространстве этой темы. В противном случае ее никто не будет удерживать в составе этой международной организации, но в то же время говорить о взаимопонимании между Москвой и Тбилиси не придется.

Кстати, что касается возможности вступления Грузии в другую международную организацию - НАТО, то вряд ли эта тема в настоящее время сильно беспокоит Россию. Очевидно, что Запад не будет всерьез заниматься оборонной интеграцией столь нестабильного государства, правительство которого не контролирует всю территорию собственной страны. Гораздо больше серьезных вопросов вызывает усиленное приобретение тбилисскими властями вооружений на европейских рынках, что повышает риск попытки военного разрешения абхазского и юго-осетинского кризисов.

В-третьих, в вопросе об экспорте спиртных напитков в Россию, как представляется, может быть достигнут прогресс. Вряд ли можно считать нормальной ситуацию, при которой традиционный для грузинских виноделов российский рынок оказался для них закрыт. Однако также вряд ли можно сомневаться в том, что без прогресса по остальным направлениям диалога скорое возвращение качественных грузинских вин на российский рынок представляется маловероятным.

В-четвертых, в России могли бы быть восприняты позитивно конкретные шаги грузинских властей по развитию экономического партнерства с Россией. Например, в вопросе о приватизации магистрального газопровода, походящего по территории Грузии. Многие эксперты признают, что это решение было бы выгодным для обеих сторон, и оно не принимается лишь по политическим мотивам.

Впрочем, уже сейчас ясно, что такие шаги будет сделать непросто. Только что Саакашвили заявил, что его страна не собирается продавать газопровод. Напомним, что с этой позицией традиционно солидарны представители администрации США.

Хотя бы этот «знаковый» пример свидетельствует о том, что перспективы развития двусторонних отношений выглядят сейчас весьма смутными, и «свет в конце туннеля», который вроде бы забрезжил, может быстро погаснуть. Впрочем, многое может проясниться после того, как Саакашвили в следующем месяце посетит Вашингтон - от того, какие рекомендации он там получит, в значительной мере будут зависеть его дальнейшие шаги на «российском направлении».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала