ЕРЕВАН, 21 июн - РИА Новости, Гамлет Матевосян. Политика НАТО на Южном Кавказе направлена на планомерную изоляцию России и ее "выдавливание" из этого региона. Такое мнение выразила в среду в интервью РИА Новости координатор ереванского Института гражданского общества и регионального развития Шушан Хатламаджян.
"Несмотря на заявления руководителей НАТО о том, что альянс ни с кем в регионе не соперничает, одним из элементов стратегии США и НАТО стало установление военно-политического контроля над Южным Кавказом с целью подойти к созданию стратегического коридора в Центральную Азию", - заявила Хатламаджян.
По ее словам, методы закрепления НАТО на Южном Кавказе в основном традиционны. "Нужно просто обеспечить приход к власти прозападных политических элит путем "цветных" революций или, если получится, даже без них", - отметила политолог.
Хатламаджян считает, что из всех республик Южного Кавказа Грузия наиболее четко обозначила вектор своей внешней политики, и более того, минимум раз в месяц демонстрирует, что она "окончательно порывает" с Россией. Тем не менее, полагает она, НАТО еще долго будет держать Тбилиси в "подвешенном" состоянии.
Еще одним инструментом США и НАТО является создание таких организаций, как Сообщество демократического выбора (СДВ) и "Организация за демократию и развитие - ГУАМ", в которые входят как Грузия, так и Азербайджан.
"Тиражирование организаций подобного рода является типичным для новой политики США на постсоветском пространстве, которая совершенно прояснилась после речи вице-президента Дика Чейни на встрече СДВ в Вильнюсе", - сказала Хатламаджян.
По ее мнению, НАТО проявляет внимание к Азербайджану, учитывая не только запасы каспийской нефти, но и карабахскую проблему как рычаг воздействия как на Баку, так и на Ереван.
При этом Хатламаджян указала, что Армения остается единственной страной Южного Кавказа, которая не объявляла о своем стремлении со временем стать членом альянса, а намерение Грузии вступить в альянс НАТО воспринимают в Ереване как вызов своей внешнеполитической доктрине.
"Армянские власти всегда подчеркивают, что российские военные базы являются составляющей нашей безопасности, а их присутствие обусловлено отношениями Армении со странами вне пределов СНГ, а если конкретно - с Турцией, которая до сих пор настроена к Армении недоброжелательно. Кроме того, российские войска находятся в Армении, исходя из наших интересов, и мы сами решим, как долго они останутся в республике", - добавила политолог.
Вместе с тем, считает она, что связи в военной сфере с Россией не препятствуют развитию сотрудничества Армении с НАТО и, наоборот, контакты с НАТО не мешают членству Еревана в ОДКБ.
По ее словам, в ближайшее время в Ереване откроется офис НАТО, реализуется план действий индивидуального партнерства Армении с НАТО (IPAP). "В процессе выполнения этой программы Армения планирует получать от НАТО помощь исключительно консультативного характера", - сообщила Хатламаджян.
В то же время, добавила она, вопрос членства Армении в НАТО становится сегодня одной из самых дискутируемых тем в стране. "Многие армянские политические лидеры, например, экс-спикер парламента Артур Багдасарян, в преддверии выборов 2007-2008 годов в стране, делают "сенсационные" заявления о необходимости полной смены внешнеполитических приоритетов", - пояснила Хатламаджян.
Она связывает подобные заявления с тем, что в западных столицах подталкивают Армению к "добровольной" смене внешнеполитических приоритетов. "В условиях, когда Запад стремится привести весь Южный Кавказ к "общему знаменателю", внешнеполитическая ориентация Армении поднялась в цене", - заключила политолог.
Председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян согласен с тем, что борьба за влияние на Южном Кавказе в последнее время усиливается.
"Изменения в мире, произошедшие в последние годы, привели к повышению роли Южного Кавказа в мировых делах. В этих условиях борьба за влияние в этом регионе усиливается", - заявил он в интервью РИА Новости.
В качестве наиболее яркого примера этих процессов политолог также приводит активизацию сотрудничества НАТО с Грузией, которая в год проводит более 200 совместных мероприятий с альянсом.
"Весьма вероятно, что на саммите НАТО в ноябре 2006 года будет положительно решен вопрос об открытии возможности для Украины и Грузии стать членами альянса. Так как это решение будет носить политический характер, возможно, что эти страны будут приняты в ускоренном порядке, то есть даже в том случае, если их армии не будут соответствовать стандартам НАТО", - указал он.
Вместе с тем, с точки зрения политолога, в создавшейся ситуации армянской стороне так или иначе придется активизировать сотрудничество с США и НАТО, так как "в противном случае Армения останется в стороне не только от экономических и транспортных проектов, реализуемых на Южном Кавказе, но и новых военно-политических и военно-технических реалий и структур, формирующихся в регионе".
"Уже тот факт, что вступление Грузии в НАТО приведет к изменению режима на армяно-грузинской границе, говорит о том, что Армения, для которой транспортный маршрут через Грузию является "дорогой жизни", должна серьезно отнестись к этой проблеме. В этом контексте надо рассматривать двустороннее американо-армянское военное сотрудничество, которое с 2002 года развивается достаточно динамично", - сказал ереванский политолог.