Интервью РИА «Новости» Генерального секретаря ЕврАзЭС Григория Рапоты в связи с предстоящим саммитом ЕврАзЭС в Минске
В Минске 23 июня состоится саммит ЕврАзЭС. О встрече на высшем уровне, а также приоритетных направлениях сотрудничества государств Сообщества корреспонденту РИА Новости Наталье Беловой рассказал генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота.
Григорий Алексеевич, 23 июня в Минске состоится заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Какие вопросы будут приоритетными в ходе встречи?
Повестка дня саммита сформулирована Интеграционным комитетом, утверждена главами правительств. В частности, саммит должен подвести итог слиянию двух организаций - ОЦАС и ЕврАзЭС. По этой тематике мы уже провели работу, определили круг правовых вопросов, которые мы должны «наследовать» от ОЦАС. Кроме того, в ходе Межгосударственного совета должно быть принято решение по стратегии и тактике развития Евразийского экономического сообщества.
На саммите планируется рассмотреть также вопрос о том, как Сообщество должно развиваться на фоне тех решений, которые принимаются в рамках Единого экономического пространства. Совет по финансово-экономическим вопросам ЕврАзЭС подготовил доклад по этой проблеме.
Кроме того, в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС предполагается обсудить Концепцию международной деятельности Сообщества. Для нас это важный документ особенно на фоне энергично развивающихся в последнее время контактов Евразийского экономического сообщества с другими международными организациями. В частности, мы активно взаимодействуем с подразделениями Организации Объединенных Наций, Всемирной таможенной организацией. У нас состоялись рабочие контакты с некоторыми подразделениями Европейского союза, ОБСЕ, со многими международными финансовыми институтами, с ШОС. Поэтому Концепция международной деятельности ЕврАзЭС - весьма актуальный документ.
Помимо этого, на каждом Межгоссовете мы утверждаем бюджетные вопросы и определяем стратегию на предстоящий финансовый год. В Минске будем утверждать и бюджет Сообщества, поскольку к организации присоединилась еще одна страна - Узбекистан.
Узбекистан уже стал полноправным членом ЕврАзЭС?
Узбекистан со времени принятия решения о его присоединении к ЕврАзЭС является полноправным членом организации. Это означает, что республика обладает правом голоса в принятии решений, берет на себя финансовые обязательства, присоединяется к ранее принятым соглашениям, которых более 80, и активно участвует в разработке новых документов. Сейчас будет подводиться промежуточный итог по вопросу присоединения Узбекистана к соглашениям - республика уже ратифицировала 20 документов.
Должен отметить, что Узбекистан принимает все более активное участие в практической работе Сообщества. К примеру, в завершившемся на днях в Минске заседании Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС впервые приняла участие представительная делегация из этой республики во главе с руководителем государственной таможенной службы Узбекистана Садирхоном Насировым.
Какие функции перейдут от ОЦАС к ЕврАзЭС?
В рамках ОЦАС подписано достаточно большое количество соглашений. Совместная рабочая группа ОЦАС и ЕврАзЭС выделила 26 документов, которые рекомендуется адаптировать к условиям ЕврАзЭС. То есть либо к этим документам присоединяются члены ЕврАзЭС, которые изначально не входили в ОЦАС - Белоруссия и Россия, либо государства сочтут целесообразным их видоизменить. Самое главное, что в этих документах охвачены такие серьезные вопросы, как водно-энергетическое урегулирование (порядка восьми соглашений), вопросы, имеющие отношение к экологии, здоровью. Это то, чем мы занимались не так интенсивно, как ОЦАС. Поэтому в настоящее время формируется штат специалистов по этой тематике, в частности, по экологическим вопросам.
Кроме того, прорабатывается вопрос, касающийся захоронения так называемых хвостохранилищ урановых рудников, которые нужно привести в такое состояние, чтобы они не наносили ущерба населению и окружающей среде. («Хвостами» в промышленности называют отходы, оставшиеся после обогащения урановой руды. Они подлежат надежному захоронению, поскольку опасны для экологии). В этом вопросе ситуация в некоторых странах ЕврАзЭС остается непростой - в Киргизии и Таджикистана. Есть такие же проблемы и в Казахстане, Узбекистане, России. Вопрос заключается в том, что в некоторых государствах, где еще сохраняется урановое производство, предприятиям вменяется в обязанность поддерживать в безопасном состоянии хвостохранилища, но есть и такие страны, где урановая переработка прекратилась, поэтому вопросами безопасности должно заниматься государство. Однако не у всех есть достаточно средств, чтобы решать эту проблему.
Какие проекты может предложить Узбекистан в рамках сотрудничества стран ЕврАзЭС?
У нас нет такой практики, когда какое-либо государство Сообщества непременно должно предлагать собственные программы приоритетного сотрудничества. Хотя это и не исключается. Пока каких-либо особых заявок от Узбекистана на это счет не поступало. Вместе с тем, я знаю, что Узбекистан ведет очень активную политику по привлечению инвестиций в свою промышленность, достаточно эффективно решает эти задачи на двусторонней основе. Если потребуется для этого задействовать инструментарий ЕврАзЭС, естественно, Сообщество окажет свою помощь.
С приходом Узбекистана в ЕврАзЭС увеличится ли бюджет организации?
Разумеется. Ведь и объем работы существенно возрос. Увеличившись приблизительно на 15%, бюджет ЕврАзЭС составит порядка $4-5 миллионов. С включением Узбекистана в состав Сообщества квоты при перечислении средств в бюджет организации распределяются следующим образом - у России так и останется 40% долевых взносов, на долю Казахстана, Белоруссии и Узбекистана придется по 15%, Таджикистана и Киргизии - по 7,5%.
Какие проекты являются приоритетными в настоящее время в ЕврАзЭС?
Главы правительств ЕврАзЭС утвердили основные направления экономического развития и основные направления науки и техники, по которым целесообразно развивать сотрудничество - порядка шести-девяти позиций по вопросам фармацевтики, развития новых технологий, в том числе на основе нанотехнологий, развития биотехнологии, а также туризма. Задачи для нас новые и непростые. Сейчас отрабатываются механизмы решения этих вопросов.
На площадке Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС работает специальная группа по разработке документов для Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Насколько они применимы для стран Сообщества? Когда может быть сформирован Таможенный союз ЕврАзЭС?
Создание Таможенного союза ЕврАзЭС идет с учетом тех процессов, которые происходят в ЕЭП. Сейчас в ЕЭП отработано более 80 документов, при принятии которых будет создана правовая основа формирования Единого экономического пространства. Работа по первому пакету документов из 38 соглашений, которые формируют правовую основу для создания Таможенного союза ЕЭП, практически завершена. Что касается Таможенного союза ЕврАзЭС, то по ранее поставленным срокам, мы должны закончить работу в текущем году. Технологическая база в основном готова, прошла согласование. Но видимо, будет принято какое-то политическое решение, которое определит конкретные сроки.
Созданный Россией и Казахстаном Евразийский банк развития помогает реализации проектам ЕврАзЭС?
Пока банк базируется на взносах России и Казахстана. Его уставной капитал составляет $1,5 миллиарда. В этом месяце в Алма-Ате состоялось первое заседание Совета банка, сформировано его правление. После завершение всех юридических процедур банк начнет системную работу. Думаю, его становление в качестве международного финансового института завершится в нынешнем году.
Но я знаю, что, уже не дожидаясь этого, банк создал рабочую группу, которая накапливает материалы, в частности, по инвестпроектам, на реализацию которых можно будет направить ресурсы. Мы, со своей стороны, представим в банк проекты, по которым работаем.