Рейтинг@Mail.ru
21 июня - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

21 июня

Читать ria.ru в
Дзен
- 1547 - в Москве вспыхнул грандиозный пожар
- 1957 - в США агентами ФБР арестован советский разведчик Рудольф Абель
- 1962 - родился Виктор Цой, рок-певец

 459 лет назад (1547) в Москве вспыхнул грандиозный пожар; за шесть часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне погибли более 2,5 тысяч человек

С 1177 года, когда Москву сожгли половцы, начинается длинная летопись периодических пожаров в ней. В 1238 году ее выжигает Батый. Москва упорно возрождается из развалин и пепла и с 1328 года становится столицей Московского княжества. Через десять лет новая столица получила новую крепостную ограду:  в ноябре 1339 года «заложен град Москов дубов». Иван Калита строит новые стены из громаднейших дубовых бревен около аршина в диаметре (их остатки были найдены в Кремле в 1839 году). Дубовые стены Калиты не выстояли и четверти века: они сильно пострадали от пожара 1365 года, и в 1367 году Дмитрий Донской поставил «город Москву камен» почти в пределах современного Кремля. Эти каменные стены простояли до 1485-1499 годов, когда Кремль был обнесен новыми каменными стенами, обратившими его в типичную итальянскую крепость. При частых пожарах Москва как город продолжала расти. В 1534-1538 годах каменная стена опоясала торговую часть Москвы (Китай-город).

Самый страшный  пожар произошел в Москве в 1547 году в царствование Ивана IV. За шесть часов выгорели Кремль, Китай-город, большая часть посада, в огне и от удушья погибли более 2,5 тысяч человек. Сам царь спасался от пожара в селе Воробьево (Воробьевы горы). Большинство население города остались без крова. Предание гласит, что этот пожар был предсказан Василием Блаженным, Христа ради юродивым. Тогда юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами - на следующий день именно отсюда начала гореть столица. Сразу после пожара Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда «водоливными трубами». Новый сильный пожар во время набега Девлет-Гирея в 1571 году, казалось, должен был уничтожить город, с таким упорством вновь возводимый, но в 1585 году начинается постройка нового кольца городских стен - Белого города. Через пять лет, в 1591 году, как только Москва отбилась от нового натиска монголов, тотчас же начинается постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, или Скородома, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Стены Скородома продолжали свое кольцо и за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома насыпается земляной вал и возникает Земляной город. В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Рост города продолжался: возникали новые слободы, постепенно разрастающиеся и сливающиеся друг с другом. В XVIII столетии, при Елизавете, Москва  обносится новою пограничною чертой - Камер-Коллежским валом, линия которого и поныне служит еще границей города.

190 лет назад (1816) родилась Шарлотта БРОНТЕ ( псевдоним Каррер Белл, 1816-1855), известная английская писательница

Шарлотта Бронте родилась в семье сельского священника Патрика Бронте в Йоркшире. Семья, в которой было шестеро детей - пять сестер и брат- была очень бедна. После смерти матери дети остались на попечении старой служанки. В 1824 году Шарлотта и три ее сестры были отданы отцом в сиротский приют для дочерей духовенства. Здесь их должны были подготовить к профессии гувернанток; не случайно пансион в местечке Кован-Бридж стал прообразом для Ловудского приюта в романе «Джен Эйр». Недоедание, холод и грязь в помещениях, изнурительные церковные службы, издевательское обращение разрушали здоровье детей. От вспыхнувшей в 1825 году эпидемии тифа слегли сорок пять учениц из восьмидесяти. Погибли две старшие сестры Шарлотты, Мария и Елизавета, воспоминаниями о которых навеян образ Элен Бернс в романе. Это были кроткие и исключительно одаренные девочки. Гибель многих воспитанниц приюта привлекла к нему всеобщее внимание: были сменены его начальники и попечители. Патрик Бронте приехал, чтобы похоронить двух старших дочерей и забрать домой оставшихся в живых, но совершенно больных девочек - Шарлотту и Эмилию. Больше он уже не пытался дать им образование в бесплатном учебном заведении. Все дети Патрика Бронте были талантливыми, писали с детских лет стихи и романы. Сын Бренуелл и Шарлотта увлеклись еще и рисованием. Оба они были, в сущности, настоящими художниками. О профессиональных занятиях искусством и литературой три девушки из бедной семьи не смели и мечтать. Они вели домашнее хозяйство, работали гувернантками. В 1842 году Шарлотта и Эмилия поехали в Брюссель и поступили в бельгийский пансион, надеясь в совершенстве овладеть французским языком. У них не было денег, чтобы платить за обучение, но они взялись преподавать английский язык ученицам пансиона. Обучение в пансионе возглавлял Константин Эже, муж начальницы, очень образованный человек, знаток литературы. Он по первому же французскому сочинению, написанному молодыми англичанками, понял их одаренность и предсказал им писательскую славу. Его советы Шарлотте и вера в ее талант стали для нее большой поддержкой. Ей выпало несчастье полюбить мсье Эже - женатого человека. Конечно, это была возвышенная любовь, больше похожая на дружбу. Но мадам Эже устроила грандиозный скандал мужу и молодой учительнице, потребовала ее отъезда. В очень преломленном виде эта трагическая любовь отразилась в романе «Джен Эйр». Сестры Бронте пытались открыть свой пансион для девочек. Именно для этого они получили образование в Брюсселе. У них были все данные для задуманного предприятия: педагогический опыт, образование, безукоризненное знание французского языка. Но у них не было ни денег, ни связей, и никто не приехал учиться в угрюмый и бедно обставленный пасторский дом на кладбище. В 1846 году сестрам Бронте удалось наконец издать сборник своих стихотворений. Они выступили под псевдонимом братьев Белл. В 1847 году сестры послали (под тем же псевдонимом) лондонским издателям свои романы. Романы Эмилии («Грозовой перевал») и Анны («Агнес Грей») были приняты в печать, роман Шарлотты «Учитель» - отвергнут. Но она уже работала над второй книгой, и в конце 1847 года роман «Джен Эйр» увидел свет и имел большой успех. Свет жертвенного служения Джен Эйр любимому человеку, а также умение писательницы передать накал страстей, глубину возникающих у героев вопросов и переживаний снимают тот оттенок слащавости и фальши, который был обычно присущ счастливому концу викторианского романа. Роман «Джен Эйр», одновременно поэтический и беспощадный, стал новым словом в английской литературе XIX века. Он привлек и поразил читателей образом главной героини - смелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжкую борьбу за существование и за свое человеческое достоинство. Роман стал важной вехой в истории борьбы за женское равноправие. Это пока еще не политическое равноправие - избирательных прав для женщин не требовали даже чартисты, - но равенство женщины с мужчиной в трудовой деятельности и семье. В постановке женского вопроса и в самом своем творчестве Шарлотта Бронте была близка французской писательнице Жорж Санд, знаменитый роман которой «Консуэло» Шарлотта очень любила. Слава не принесла трем увядающим сестрам Бронте счастья. Их силы были надломлены лишениями и непосильным трудом. Любимый брат Бренуелл погибал от туберкулеза. От него заразилась сначала преданно ухаживавшая за ним Эмилия, затем - Анна. Все они умерли в течение 1849 года. Шарлотта осталась одна с раздражительным слепым отцом. Она работала над своими новыми книгами. В конце 1849 года вышел роман «Шерли» - о движении луддитов. Он был навеян живыми впечатлениями от разгоравшегося чартистского движения. В 1853 году был опубликован роман «Вильетт», наиболее автобиографичный: в нем воссоздана обстановка бельгийского пансиона, с которым было связано столько воспоминаний. В доме Патрика Бронте появился новый обитатель - молодой священник Артур Белл Николе. Его назначили помощником ослепшего отца Шарлотты. Новый пастор влюбился в прославленную романистку, просил ее руки. Но Патрик Бронте не хотел и слышать об этом браке. Он не мешал своим дочерям писать, гордился их литературной известностью, но не допускал и мысли об их замужестве. Отвергнутый поклонник решил стать миссионером и уехать в Индию. Шарлотта простилась с ним у калитки и заметила, что он плачет. Этого она не выдержала, догнала его и сказала, что будет его женой. Он так и остался в местечке Хэворт, в пасторском доме. Замужество 38-летней Шарлотты было недолгим: через год, в 1855 году, она умерла от преждевременных родов. Патрик Бронте просил подругу дочери, известную романистку Э.Гаскелл, написать о Шарлотте книгу. Она взялась за это с присущей ей добросовестностью: посетила все места, где пришлось жить и работать Шарлотте, побывала и в Брюсселе, где виделась с семейством Эже. В 1857 году появилась ее правдивая и сильная книга «Жизнь Шарлотты Бронте».

81 год назад (1925) родился Евгений Рубенович СИМОНОВ (1925-1994), театральный деятель и режиссер, народный артист СССР

Евгений Симонов родился в актерской семье: отец  Р.Н.Симонов, ученик Е.Б.Вахтангова, выдающийся актер и режиссер; мать - Е.М.Берсенева (урожденная Поливанова), актриса Вахтанговского театра. В 1947 году окончил актерское отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина. В 1948-1954 годах был художественным руководителем Рабочего театра клуба «Каучук». С 1958 года  - режиссер театра имени Евг.Вахтангова. Первыми работами Симонова в театре Вахтангова стали комедия Ц.Солодаря «Летний день», шекспировские «Два веронца» и пьеса-сказка «Горя бояться - счастья не видать» С.Маршака. В 1962 году  Евгений Симонов был назначен на должность главного режиссера Малого театра. Здесь им были поставлены спектакли «Горе от ума» А.Грибоедова, «Нас где-то ждут» Арбузова, инсценировка тургеневского романа «Отцы и дети». Возглавляя Малый театр, одновременно репетировал и в Вахтанговском театре, с которым не терял связи. В январе 1969 года, после смерти Рубена Симонова, Евгений Симонов становится главным режиссером театра имени Евг.Вахтангова. Приглашает режиссеров на постановки, регулярно выпускает собственные спектакли: «Дети солнца» М.Горького, «Коронация» Л.Зорина, «Антоний и Клеопатра» Шекспира, вторичная постановка «Маленьких трагедий» Пушкина, «Леший» А.Чехова, «Мистерия-буфф» В.Маяковского, «Роза и крест» А.Блока, «Три возраста Казановы» - собственная композиция по пьесам М.Цветаевой. После появления ряда статей о неблагополучном положении в театре Вахтангова, о снижении качества репертуара и режиссуры Е.Симонов в 1987 году был отстранен от должности главного режиссера, а на его место был избран М.Ульянов. После перевыборного собрания Е.Симонов покинул труппу театра и возглавил творческую часть Театра Дружбы народов и Центральный Дом работников искусств. С октября 1987 года - художественный руководитель театра «Дружбы народов». Е.Симонов - автор пьес (и постановщик некоторых из них) «Джон Рид» (Малый театр), «Новые знакомые» (театр Вахтангова), трагедии в стихах «Смерть Павла I» (Театр имени Рубена Симонова), драматической трилогии о трех поэтах разных эпох - средневековья, Возрождения и современности (фрагмент трилогии под названием «Блудный сын» (Франсуа Вийон) идет на сцене Театра им. Р.Симонова). Помимо Вахтанговского и Малого театров Е.Симонов ставил спектакли и с другими театральными коллективами. Несколько постановок были осуществлены в Югославии («Волки и овцы» Островского) и Польше («Антоний и Клеопатра» Шекспира, «Леший» Чехова). Всего за свою жизнь Евгений Симонов поставил более 100 спектаклей, но самыми близкими себе драматургами считал Шекспира и Чехова. Много времени и сил было посвящено преподаванию в театральном училище имени Б.В.Щукина, где профессор Е.Р.Симонов заведовал кафедрой режиссуры (кроме того, вел актерскую мастерскую во ВГИКе и Высшие театральные курсы в ГИТИСе). Выпуск Щукинского училища 1988 года (актерско-режиссерский курс Е.Симонова) обретает статус московского Театра-Студии имени Рубена Симонова под руководством Евгения Симонова. На арендованных площадках недавние студенты играли спектакли «Смеяться, право, не грешно» (по произведениям Чехова «Медведь», «Предложение», «Юбилей»), «Смерть Павла I» Е.Симонова и «Самоубийца» Н.Эрдмана. Симонов упорно добивался для Театра-Студии собственного помещения. Здание в Калошином переулке на Арбате (в непосредственной близости от Вахтанговского театра и Щукинского училища) Студия получила уже после смерти учителя. Умер Евгений Рубенович Симонов 3 августа 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

81 год назад (1925) в Москве появились первые такси

Такси у Казанского вокзала21 июня 1925 года в Москве появились первые такси. Именно этот день принято считать днем рожденья российского такси. Такси в Советской России были исключительно государственные, хотя в середине 1920-х годов НЭП был в самом расцвете. Таксомоторы быстро понравились горожанам. Во-первых, в то время автомобили были еще в диковинку, а, во-вторых, они стоили дешевле привычных извозчиков. Первое время в качестве такси работали исключительно иномарки - «Рено», «Форд», «Фиат». Однако после того, как в стране стала появляться своя автомобильная промышленность, таксопарки быстро переориентировали на отечественные машины: «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»). Развитие таксопарков в России в 1920-1930 годах шло довольно активно, и в 1935 году в столице бегало уже 500 машин, а в 1939 году - свыше трех тысяч.  Однако по сравнению в ведущими европейскими столицами эта цифра была просто смешной: в 1925 году в Париже было 16 тысяч такси, а в Лондоне - 8 тысяч. Во время войны никаких такси, по совершенно понятным причинам, не было, однако уже в 1945 году этот вид транспорта начал быстро развиваться. Тогда же стали использовать и первые «маршрутки». Для этих целей использовали грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой, которые перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начали работать представительные «ЗИС-110» и более скромные, но тоже комфортабельные для того времени «Победы». В конце 1940-х - начале 1950-х годов все такси стали иметь на своих бортах «шашечки» и зеленые огоньки. 1960-е годы ознаменовались для такси приходом «Волги-24», которые стали на несколько десятилетий главной машиной таксопарков. К 1971 году в Москве было 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. В середине 1980-х годов в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. Была создана и введена в строй автоматизированная система управления городским таксомоторным транспортом, которая позволяла оперативно связываться с каждой работающей на линии машиной. В начале 1990-х годов, после экономических реформ, основную роль по перевозке пассажиров взяли на себя «частники». В середине 1990-х годов таксопарки стали возрождаться.

49 лет назад (1957) в США агентами ФБР арестован советский разведчик Рудольф АБЕЛЬ

Москва. 1964 год. Председатель КГБ при Совете министров СССР В.Е. Семичастный (1-ый слева) принимает советских разведчиков Р. Абеля (Фишера)(2-ой слева) и К. Молодого (2-ой справа)Под именем Рудольфа Абеля в мировую историю спецслужб вошел Вильям Генрихович Фишер. Именем своего умершего друга и коллеги Рудольфа Абеля советский разведчик-нелегал назвался в октябре 1957 года на громком судебном процессе в Нью-Йорке по обвинению в шпионаже, чтобы тем самым дать знать Центру о своем провале.

Вильям Фишер родился 11 июля 1903 года в Ньюкасле-на-Тайне (Англия). В Великобританию родителей будущего разведчика - выходца из семьи немцев-переселенцев Генриха Фишера и его жену Любу, уроженку Саратовской губернии - выслали из России в 1901 году за революционную деятельность. В 16 лет Вильям Фишер поступил в лондонский университет. Когда в 1920 году Фишеры вернулись в Россию и стали советскими гражданами, Вилли (так звали его друзья) вместе со старшим братом Генрихом стал работать переводчиком в отделе международных связей Исполкома Коминтерна. В 1924 году он продолжил образование в Институте востоковедения в Москве, но по окончании 1-го курса был призван на воинскую службу, где получил специальность радиста - позже это определило его дальнейшую судьбу. В 1927 году Вильям Фишер начал службу в органах госбезопасности и неоднократно выезжал за рубеж с разведывательными заданиями, пока в 1939 году не был уволен с учетом «особенностей ситуации в Европе» как имеющий немецкие корни. Вилли вернулся к своей гражданской специальности и до начала войны проработал на одном из авиазаводов инженером. Осенью 1941 года Фишера вернули в органы для работы в новом подразделении по созданию разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов. После окончания войны Вильям Фишер стал сотрудником внешней разведки и попал в число тех, кого готовили к нелегальной работе. Под псевдонимом «Марк» он был направлен в ноябре 1948 года в США, где руководил нелегалами из «атомной группы». В Нью-Йорке стал свободным художником Эмилем Голдфусом и легко вошел в местное общество как добропорядочный американец. Причиной ареста Абеля стало предательство связника; суд приговорил разведчика к 30-ти годам тюрьмы, но в феврале 1962 года близ Потсдама был осуществлен обмен Абеля на осужденного военной коллегией Верховного Суда СССР американского летчика-шпиона Пауэрса. До самой своей смерти 15 ноября 1971 года Рудольф Абель работал в центральном аппарате внешней разведки. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. В 2001 году в Москве вышла книга Николая Долгополова «Они украли бомбу для Советов», в которой подробно рассказывается о работе Абеля с «атомной группой».

43 года назад (1962) родился Виктор ЦОЙ, рок-певец, лидер группы «Кино»

Виктор ЦойВиктор Цой родился в Ленинграде. Летом 1981 года была создана группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой, кроме Цоя, вошли Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего, осенью 1981 года, группа была переименована в «Кино» и в нее пришел Юрий Каспарян. С 1981 по 1990 год музыканты записали девять альбомов. Кроме того, Виктор Цой снялся в фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и «Игла». В июне 1990 года группа дала последний концерт в Москве в Лужниках, а рано утром 15 августа 1990 года Виктор Цой на своем автомобиле попал в автокатастрофу на трассе под Ригой. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. 15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент петербургскому музыканту, лидеру культовой в 1980-х годах группы, были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала