Интервью РИА Новости первого заместителя министра иностранных дел России Андрея Денисова в связи с предстоящими саммитами ЕврАзЭС и ОДКБ в Минске.
Какова основная тематика саммитов ЕврАзЭС и ОДКБ в Минске?
Саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ в соответствии с уставными положениями продолжат рассмотрение наиболее важных вопросов деятельности этих в полном смысле слова состоявшихся Организаций. Повестка дня предстоящих встреч на высшем уровне говорит о том большом объеме работы, который проводится государствами - членами, а также по их поручениям - структурными подразделениями ЕврАзЭС и ОДКБ.
В повестке дня заседания Межгоссовета ЕврАзЭС, состоящей из 18 пунктов и охватывающей вопросы дальнейшего развития Сообщества, рассматриваются предложения по совершенствованию стратегии и тактики развития ЕврАзЭС, правовому оформлению вступления Узбекистана в Сообщество и интеграции Организации Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС) в ЕврАзЭС. Предполагается заслушать информацию о ходе выполнения решений, принятых на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества 22 июня 2005 года и внести отдельные коррективы в Мероприятия по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы.
На предстоящем саммите будет рассмотрен предложенный белорусской стороной проект Концепции международной деятельности Евразийского экономического сообщества, внесены изменения в основные документы, регламентирующие деятельность органов ЕврАзЭС, а также в порядок формирования бюджета Сообщества в связи со вступлением Узбекистана в эту организацию.
В ходе сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ пройдет обсуждение военно-политической обстановки и мер по дальнейшему повышению эффективности ОДКБ. Будет рассмотрен Ежегодный доклад Генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжи, а также предложения секретариата о приоритетных направлениях деятельности ОДКБ во втором полугодии 2006 г. - первом полугодии 2007 г. Предстоит оценить и утвердить пакеты документов по нормативному и организационному оформлению в рамках ОДКБ механизма миротворческой деятельности, по формированию Объединенной группировки войск Центральноазиатского региона коллективной безопасности и деятельности Коллективных сил быстрого реагирования в данном регионе, по системе управления силами и средствами системы коллективной безопасности и др. В общем повестка дня насчитывает более 20 пунктов.
Страны ОДКБ заявляли о планах создания единых списков террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу национальной и коллективной безопасности. Когда может быть завершена подготовка таких списков?
Данный вопрос не совсем точен, поскольку еще 30 ноября 2004 года Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ принял решение о Перечне террористических и экстремистских организаций в государствах - членах Организации. В нем рекомендовано компетентным органам этих государств руководствоваться Перечнем при взаимодействии в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Одновременно было признано необходимым организовать обмен информацией по Перечню между уполномоченными национальными органами государств - членов ОДКБ. Секретариату Организации было поручено продолжить работу по формированию Единого списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности. Такая работа ведется на постоянной основе (в списке фигурирует более 20 организаций). Вместе с тем надо иметь в виду, что дополнение и изменение списка - это процедура не простая. Прежде всего во внимание принимаются решения и рекомендации ООН в отношении признания тех или иных организаций террористическими или экстремистскими. Упор делается также на избежание чрезмерной политизации вопросов совместного противодействия террористическим организациям, выработку единых критериев и, соответственно, мотивированности признания организаций террористическими. Наконец, каждое государство - член ОДКБ решает все отмеченные вопросы в рамках национального законодательства. Есть и другие аспекты. Так что подготовка списка указанных организаций отнюдь не является рутинным или формальным процессом.
Какова ситуация с присоединением Узбекистана к Евразийскому экономическому сообществу? Когда эта республика может стать полноправным членом ЕврАзЭС?
25 января с.г. на внеочередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге на уровне глав государств были подписаны два значимых документа: Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года и Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года. Это стало юридическим оформлением вступления Узбекистана в Сообщество. Полноправным членом ЕврАзЭС Узбекистан станет после ратификации всеми государствами - членами сообщества указанных Протоколов и их вступления в силу. В настоящее время выполняются внутригосударственные процедуры. Республика Узбекистан первой выполнила эти процедуры.
Можно ли говорить о кризисе в СНГ в связи с заявлениями некоторых стран - участников Содружества о возможном выходе из Организации?
Как известно, о кризисе в СНГ начали говорить чуть ли не с момента образования этой организации. Но прошло уже 15 лет, а СНГ продолжает существовать и функционировать. Нельзя отрицать, что имеется немало проблем как в дву-, так и в многосторонних отношениях между государствами-членами Содружества. Но эти проблемы, пусть и не просто, но решаемы.
На начало июня с.г. ни одно государство официально не заявило о намерении выйти из СНГ, хотя в политических кругах и СМИ некоторых стран имеют место заявления на этот счет. Говорить о кризисе Содружества в этой связи было бы, по крайней мере, преждевременно.
Учитывая же, что сотрудничество в СНГ носит разноскоростной и многоуровневый характер, в принципе, видимо, нет унифицированного критерия предкризисного и кризисного развития. Кроме того, желающие покинуть СНГ должны иметь реальную альтернативу взамен Содружества, которая пока тоже туманна. В то же время ясно, что порвать все связи и отношения с СНГ ни одно из постсоветских государств не может, хотя бы в силу таких факторов, как география, транзит, трудовая миграция, общность интересов в противодействии новым вызовам и угрозам, оргпреступности и т.п.
Заинтересована ли Россия в «удержании» тех или иных стран СНГ в организации? Существует ли механизм выхода государств - членов из Содружества
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что СНГ - сугубо добровольное объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его участников, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Вступая в данную организацию, каждое государство выражало тем самым свою волю, направленную на интеграцию в различных областях сотрудничества.
Принципы, на которых основывается внешняя политика России, исключает понятие «удержание», если оно каким-либо образом связано с насильственными мерами. Поэтому Россия как один из двенадцати полноправных независимых членов Содружества не стремится «удерживать» кого бы то ни было в составе СНГ. Как вступление в организацию, так и решение о выходе из нее является исключительно суверенным правом каждого государства.
В Уставе СНГ четко прописан механизм выхода из Содружества. Он закреплен в статье 9 Устава: «Государство - член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство - член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения».