Рейтинг@Mail.ru
Дети-мигранты в Москве. Справка - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети-мигранты в Москве. Справка

Читать ria.ru в
Дзен
Москва исторически была многонациональным городом и наличие в ней нацинальных школ не новшество, привнесенное перестройкой. Еще в 1936 году в Москве имелось 11 нерусских школ (5 татарских, средняя немецкая, неполные средние – еврейская, мордовская, латышская, английская и польская).

К материалу: В Москве появятся школы для мигрантов

15 июня 2006 года московские власти прняли решение  открыть в ближайшее время  в каждом административном округе столицы специальные школы для мигрантов,  где будет проводиться углубленное изучение  русского языка. Планируется, что курс обучения в такой школе, где смогут учиться дети и взрослые, составит 1 год. Причем дети будут учиться днем, а взрослые - по вечерам.

По данным Комитета межрегиональных связей правительства Москвы, общая численность граждан, зарегистрированных по месту пребывания в Москве, в 2005 г. составила 1 млн. 137 тыс. человек. Перепись также показала, что в Москве проживают представители более чем 140 народов, различающихся по национальным, языковым и конфессиональным особенностям. За период между переписями населения (1989 г. и 2002 г.) возросла численность: китайцев — в 35 раз, вьетнамцев — в 14, таджиков — в 12, чеченцев — в 7, ингушей — в 6, молдаван — в 5, азербайджанцев — около 5, армян и грузин — в 2,8, арабов — в 2,7, корейцев — в 2,3 раза (речь идёт о постоянном населении без учёта временных трудовых мигрантов). На этом фоне сократилась численность народов стран Балтии, евреев, поляков, чехов и др. То есть в столице происходят не только этнические, но и этнокультурные подвижки.

 Москва исторически была многонациональным городом и наличие в ней нацинальных школ не новшество, привнесенное перестройкой. Еще в 1936 году  в Москве имелось 11 нерусских школ (5 татарских, средняя немецкая, неполные средние – еврейская, мордовская, латышская, английская и польская), из которых 8 были самостоятельными, 3 – отделениями при русских школах (польская и две начальные татарские школы).

Кроме того, имелось 9 отдельных классов при русских школах: ассирийские, цыганские, татарские. Педагогов в национальных школах было 209 человек, но среди национальностей, кроме татар, проявлялась приоритетная тенденция к обучению детей на русском языке. С распадом СССР численность населения  столицы значительно увеличилась вследствие большого притока мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, которые приехали из конфликтных регионов Кавказа и Закавказья, а также из республик, раннее входивших с состав СССР: Украины, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. С появлением большого числа мигрантов в Москве появилась проблема адаптации и обучения  их детей. Сегодня  в образовательных учреждениях Москвы обучается около 25 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

 На основании ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"  они  пользуются в России правом на получение образования наравне с гражданами РФ.  На основании закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов. Департамент образования  Москвы исходит из того, что все дети должны учиться в школе вне зависимости от нацинальности или социального статуса родителей.

Но,  к сожалению, большинство из детей мигрантов слабо владеют русским языком, а многие не владеют им вообще. У них отсутствуют также достаточные для социализации знания об основах российского законодательства, культуры и истории, традиций и норм поведения в быту, т.е. они не интегрированы в российское и московское общество.

Исходя из того, что одним из основных условий успешной адаптации детей зарубежных  мигрантов является их включение в культурную и общественную жизнь школ, т.е. свободный доступ к библиотеке, компьютерным классам, лингафонному кабинету,  в ноябре 2000 года Московским комитетом образования был издан приказ «Об открытии групп по изучению русского языка как иностранного для обучающихся в образовательных учреждениях города  Москва », где впервые был поставлен вопрос о создании в школе условий для проведения работы по языковой адаптации детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком.

В  Москве  в 152 образовательных учреждениях всех округов открыто 243 группы по изучению русского языка как иностранного, в которых обучается около 3000 учащихся.

Еще в 2000 году в Южном округе  Москвы  был организован подготовительный (нулевой) языковый класс для детей беженцев и ищущих убежище лиц, не владеющих русским языком, в возрасте 6,5-8 лет. Конечной целью проекта было подготовить учеников языкового класса к поступлению в 1-й класс школы и последующему успешному обучению наравне с русскоязычными сверстниками. В 2003 году, в дополнение к нулевому классу, был открыт подготовительный языковой класс для детей 9-12 лет, нуждающихся, помимо изучения русского языка как иностранного, в ускоренной подготовке по предметам начальной школы (математика, русский язык, окружающий мир). В Москве соблюдается Конвенция о правах ребенка, которая дает право на изучение родного языка всем детям независимо от того, где они живут. Сегодня в Москве функционируют 34 школы и 5 детских садов с так называемым этнокомпонентом.

 Во всех школах преподавание ведется на русском языке. Национальному компоненту отводится четверть учебных часов базисного плана, учителям разрешается использовать учебники  из Литвы, Армении, Грузии и др. Первая школа, открытая в постсоветский период, была русско-корейской; в ней не просто учат говорить по-корейски, но и знакомят с корейской культурой и традициями. А половина учащихся - русские. Затем столичный Департамент образования помог открыться частной еврейской школе. Третьей была русско-армянская, затем была  открыта  русско-грузинская школа N 223, в которой учатся более 600 детей 15 национальностей, из них  38 процентов грузинских детей из всех районов Москвы.

В русско-армянской школе №1110  вначале учились только армянские ребята: те, кто приехал в Москву после конфликта в Нагорном Карабахе, после землетрясения в Спитаке, но потом влились дети, которые живут рядом со школой.

В русско-литовской школе №1247 учатся представители 16 национальностей. В основном это дети от смешанных браков с москвичами. Здесь учить литовский язык обязательно.

В Москве работает русско-татарская школа N 1186, где более 150 учеников. В школе, кроме татар, получают среднее образование азербайджанцы, узбеки и другие представители тюркских народов. Схожесть языков, культуры обогащает и тех, и других. Благодаря поддержке правительства Москвы у татар появилась возможность получить на родном языке и высшее образование в Международной академии предпринимательства. Подобных учебных заведений за пределами Татарстана в России до сих пор не было.


Дети из Афганистана  учатся в пяти московских школах: сначала в нулевых классах занимаются только русским языком, а потом осваивают обычную программу.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала