ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 15 июн - РИА Новости, Андрей Летягин. Российские ученые выдвинули гипотезу, что автором уникального граффити в новгородской церкви Успения Богоматери на Волотовом поле являлся византийский мореплаватель, сообщили в четверг корреспонденту РИА Новости в Новгородском государственном музее-заповеднике (НГМЗ).
(Граффити - это древние и средневековые посвятительные, магические или бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.д.).
Согласно информации НГМЗ, эта церковь была построена в окрестностях Великого Новгорода в 1352 году. Во время Великой Отечественной войны уникальный православный храм оказался почти полностью разрушен. Реставрация церкви началась в 2001 году благодаря межправительственному российско-германскому соглашению и завершилась 28 августа 2003 года.
19 июля 2002 года реставратор Александр Федоренко обнаружил в храме кирпич с уникальным граффити. Находка была оценена экспертами как "действительно сенсационная".
По словам специалистов, до обнаружения рисунка в церкви Успения Богоматери на Волотовом поле изображения кораблей среди граффити в древнерусских православных храмах не встречались.
Подлинность рисунка не вызвала у ученых никаких сомнений. Автор граффити прочертил его по сырой глине, после чего кирпич был обожжен и, таким образом, изображение сохранилось навеки.
Исследователи сходились в том, что рисунок был выполнен автором на высоком художественном уровне. На кирпиче были прочерчены силуэт парусно-весельного корабля, три мужские фигуры, а также три буквы.
Эксперты датировали граффити временем между постройкой церкви и ее росписи (1363 год).
После сенсационной находки рисунка российскими учеными был сделан ряд предположений, в которых они пытались объяснить появление уникального граффити в новгородской церкви. Некоторые из специалистов не вкладывали в рисунок особый смысл и полагали, что он случайно появился в храме.
Другие эксперты, напротив, считали граффити своеобразным "посланием к будущим поколениям".
Автором оригинальной научной гипотезы стал ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург), доктор исторических наук Александр Мусин. Он провел сравнительный анализ обнаруженного в Великом Новгороде граффити с античными и средневековыми изображениями кораблей, которые ранее были найдены в храмах в странах средиземноморского региона от Испании до Кавказа, а также с западноевропейскими рисунками, найденными в странах Балтийского, Баренцева, Белого и Северного морей.
Главным образом, эти рисунки являлись своего рода молитвами о спасении. Моряки оставляли их на стенах святилищ либо перед выходом в море, либо после возвращения из похода как символ надежды на благополучный исход их путешествий или как знак благодарности за избавление от бедствий.
В результате проведенного анализа Мусин пришел к выводу, что в храме Успения Богоматери на Волотовом поле было обнаружено "морское граффити византийского круга древностей".
Как заявил ученый, "тип изображенного на граффити судна с особой парой весельного управления был хорошо известен на Средиземном море".
По мнению исследователя, этот уникальный для Древней Руси рисунок выполнил выходец из региона, для которого была характерна эта античная культурная традиция. "Попав в Великий Новгород водным путем и избежав погибели, автор или авторы рисунка совершили приношение по обету так, как они были приучены у себя на родине", - считает петербургский ученый.
Исследователь предположил, что, по всей видимости, греческие буквы, нанесенные рядом с рисунком, являются началом недописанного имени "Иоаннис".
После того, как граффити было завершено и кирпич был обожжен, автор рисунка заложил его в стену храма. "Граффити было заложено так, чтобы об этом знал один Бог и только Он единственный мог созерцать спрятанный в толще кладки рисунок", - считает Мусин.
Таким образом, петербургский ученый считает доказанным участие в строительстве храма Успения Богоматери на Волотовом поле греческих мастеров, совершивших тяжелое и опасное путешествие в Великий Новгород.
В настоящее время уникальное граффити хранится в фондах Новгородского госмузея художественной культуры.