Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Еще три года назад невозможно было представить, что, казалось бы, агонизирующая отрасль – отечественная космонавтика - в составе всего оборонно-промышленного комплекса (ОПК) превратится к сегодняшнему дню в ключевой проект развития российской экономики. Такой вывод следует из обращения вице-премьера – министра обороны Сергея Иванова к участникам июньского Петербургского Международного экономического форума.
Назвав национальный оборонный комплекс «локомотивом российской экономики», Иванов отметил, что уже сейчас на долю ОПК приходится «более 70% всей производимой в России наукоемкой продукции и более половины численности всех научных работников. Причем, на первом месте среди высокотехнологичных отраслей промышленности стоит гражданский космос.
В наши дни ни одна из стран не в состоянии вести широкие космические исследования, особенно исследования дальнего космоса, и осуществлять длительные пилотируемые межпланетные экспедиции в одиночку. Отрадно, что, отдавая дань российскому опыту длительных космических полетов, руководство НАСА приветствует российско-американское сотрудничество в исследовании Луны и Марса. Во всяком случае, так можно расценивать заявление директора Агентства Майкла Гриффина в начале июня на брифинге для журналистов по программе «Констеллейшн» («Созвездие»). Цель этой программы – возвращение астронавтов на Луну к 2018 г. и высадка на Марс – к 2030.
В то же время руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил в середине июня, что «в наших планах – исследования спутника Земли на более серьезной основе, чем полеты к Луне американских кораблей «Аполлон». По его словам, речь может идти в перспективе о «промышленном освоении Луны». Масштабные лунные исследования, по мнению Краснова, предваряют осуществление марсианской экспедиции.
Россия планирует создать постоянную базу на Луне и отработать транспортную схему для доставки со спутника на Землю идеального экологически чистого топлива для термоядерного синтеза - гелия-3. «Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3», - сообщил еще в конце января глава ведущей отечественной Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Николай Севастьянов.
Севастьянов также отметил, что к 2015 г., при условии утверждения соответствующей программы, может войти в эксплуатацию многоразовый корабль «Клипер», с помощью которого и будут осуществляться полеты на Луну. Промежуточной целью для российского корабля станет МКС, которая, по мнению главы ракетно-космической корпорации, к этому моменту превратится в международный космопорт.
«По прогнозу ученых, запасов нефти, газа, урана (даже с учетом нынешнего уровня энергопотребления) на Земле хватит, примерно, на 100 лет, поэтому уже сейчас необходимо искать альтернативные источники энергии», - уверен академик Российской академии наук (РАН), член бюро Совета по космосу РАН Эрик Галимов. «Затраты на межпланетную доставку будут значительно меньше, чем стоимость вырабатываемой сейчас электроэнергии на атомных электростанциях», - сказал Галимов в январе текущего года. Академик считает, что доставка гелия-3 с Луны «может стать реальностью уже через 30 лет, но для этого работы нужно начинать уже сейчас». По его словам, на разработку проекта «потребуется лишь около 100 млн. долл». Тем не менее, очевидно, что реализация долгосрочной лунной программы даже в российских условиях потребует несколько млрд. долларов, которых у Роскосмоса пока нет.
В этой связи в середине 2005 г. руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов направлял в НАСА предложение о возможном сотрудничестве в будущей программе освоения Луны. «Мы получили приглашение участвовать в различных проектах освоения космического пространства, в том числе и по Луне, - сказал глава Роскосмоса. - Мы направили в этой связи свои предложения, и НАСА сейчас их рассматривает».
Если сегодняшнее заявление Гриффина принять за итог процесса «рассматривания», то уже скоро можно говорить о решении энергетической проблемы Земли.
Что касается организации пилотируемой экспедиции на Марс, то проект перспективного российского корабля для этой миссии безусловно обрадует советника президента США по науке Джона Марбургера, который накануне встречи с коллегами "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге заявил, что наиболее перспективными сферами двухстороннего сотрудничества являются энергетика и космос. Комментируя недавнее заявление президента Владимира Путина о необходимости форсировать работы в области нанотехнологий, Марбургер подтвердил, что Соединенные Штаты открыты для сотрудничества с Россией в этой сфере. Но пока, на его взгляд, Россия не играет на этом направлении серьезной роли на мировой арене.
Между тем, системы жизнеобеспечения будущего марсианского корабля будут базироваться как раз на нанотехнологиях. Об этом сообщил директор Института медико-биологических проблем РАН академик Анатолий Григорьев на открывшейся в середине июня 13-й Международной конференции по космической биологии и авиакосмической медицине.
«Одним из трех важных направлений эксперимента «500 дней» (полная имитация марсианской экспедиции в наземных условиях) станут системы жизнеобеспечения межпланетного корабля. Они должны будут базироваться на нанотехнологиях, поскольку должны быть компактными и легкими», - сказал он. Поэтому, по мнению Григорьева, в ближайшие годы внимание российских и зарубежных ученых будет приковано именно к этому важному направлению.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.