Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.
Саммит Шанхайской организации сотрудничества, прошедший в городе, давшем этому региональному объединению его название, принес неожиданности разве только для тех, кто незнаком с истинными целями существования ШОС.
ШОС создана как инструмент развития региона Центральной Азии, и все, что она делает – в области безопасности, экономики или в гуманитарной сфере – подчинено этой цели.
Именно так следует понимать, например, подписанное в этот раз по итогам саммита соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств ШОС, о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, и другие документы, включая Декларацию пятилетия ШОС.
Это – компоненты стабильности, необходимые для роста и развития как стран, целиком расположенных в Средней Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана), так и для двух других членов организации – России и Китая, для которых регион – зона жизненных интересов.
Далее, ШОС – не инструмент по вытеснению из этого региона кого бы то ни было, включая США, или ЕС, или кого-то еще. Все как раз наоборот. Это организация для создания атмосферы стабильности и экономической предсказуемости, атмосферы, которая выгодна всем инвесторам в Центральную Азию. И в этом смысле следует понимать, например, Заявление по международной информационной безопасности.
Смысл его применительно к Центральной Азии можно было бы выразить двумя простыми словами: не врать. Да, регион требует больших инфраструктурных инвестиций, он долго оставался без внимания вкладчиков капитала, часть населения его бедна, там еще долго придется уделять особое внимание угрозам экстремизма или сепаратизма – но Центральная Азия при этом один из немногих отставших регионов мира, обещающий успех умным и терпеливым инвесторам.
Экономический акцент становится все заметнее в работе ШОС. Здесь следует обратить внимание на подписи, поставленные под протоколом об итогах учредительной сессии Делового совета ШОС и программой действий в поддержку регионального экономического сотрудничества между банками-членами Межбанковского объединения в рамках ШОС. Так же – с экономического угла – лучше рассматривать принятое решение о сотрудничестве в области образования.
И с той же самой, экономической, точки зрения следует воспринимать довольно интересные сюжеты, возникшие вокруг партнеров ШОС. Организация намерена более активно сотрудничать с государствами-наблюдателями - Индией, Пакистаном, Ираном и Монголией, заявил журналистам президент России Владимир Путин в Шанхае. И сразу же произнес примечательные слова: сотрудничать "практическими делами". Так же страны ШОС намерены сотрудничать с Афганистаном, с которым сформирована контактная группа, добавил президент.
"Практические дела" означают, что партнеры ШОС – это страны, которые сотрудничают и будут развивать связи с членами ШОС в области экономики, и это сотрудничество в итоге приведет их, если необходимо, и к полноценному членству в организации. Понятно, что прежде всего речь идет о государствах, физически присутствующих в этой части Азии, но никто не закрывает двери для любых других партнеров.
Чрезвычайно интересно было наблюдать за поведением на саммите его "звезды" - президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Перед собравшимися предстал новый, не очень хорошо знакомый Ахмадинежад. Он предложил странам ШОС активизировать взаимодействие в энергетической сфере и провести для этого в Иране конференцию министров энергетики ШОС.
Он говорил о сотрудничестве в сфере транспорта и транзитных перевозок, создании зоны свободной торговли, осуществлении совместных инвестиций. Собравшиеся увидели в лице Ирана ответственного участника регионального сотрудничества, желанного партнера. Возможно, это максимальный на сегодняшний день успех иранского лидера на международной арене.
Немало слов было произнесено насчет принятого несколько дней назад решения премьер-министра Индии не приезжать в Шанхай и прислать вместо себя министра энергетики Индии Мурли Деора. В этом неприезде усматривали симптомы появившейся несамостоятельности Дели на мировой арене после подписания "ядерной сделки" с США. Но индийский министр расставил все акценты, заявив, что Индия, являющаяся наблюдателем при Шанхайской организации сотрудничества, хотела бы стать полноправным членом ШОС.
Все это вместе позволило председателю КНР Ху Цзиньтао, выступая на пресс-конференции по завершении саммита ШОС, назвать встречу лидеров "полным успехом". С ним согласились все без исключения участники.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.