Наталья Ратиани
С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 июн - РИА Новости. Полуторачасовая встреча в Константиновском дворце президентов России и Грузии, закончившаяся сегодня в 00.30, не смогла расставить необходимые точки над "i" в российско-грузинских отношениях. Не спасло ситуацию и то, что президент Грузии активно перед началом встречи с Путиным хвалил родину президента - Россию, а Путин опять поблагодарил за приглашение приехать в Тбилиси, сказав при этом, что дата визита будет согласована по каналам МИД двух стран. Единодушны президенты были только в одном: в оценке творений уважаемого и в России, и в Грузии народного скульптора Зураба Церетели.
Оба президента, признав разговор на фоне белых петербургский ночей и балтийского залива откровенным и полезным, по его окончании фактически вынуждены были констатировать - у России и Грузии слишком разное видение урегулирования двусторонних отношений.
Встреча, не стал скрывать президент России Владимир Путин, была "посвящена поиску путей урегулирования" как раз именно этих отношений. "Взаимные обиды и упреки", как подчеркнул Путин, возникают "из-за отсутствия должного уровня контактов и непонимания в действиях друг друга". С ним согласился и Саакашвили.
Путин предложил сконцентрироваться на взаимном желании выйти из этого состояния. Причем, российская сторона сделала со своей стороны максимум возможного. Из здания комплекса "Ленэкспо", где проходит 10-й Петербургский экономический форум, встреча двух президентов за час до назначенного времени была перенесена в Константиновский дворец, в котором практически через месяц состоится саммит "большой восьмерки". Путин и перед началом встречи, и позже на пресс-конференции старался говорить о позитиве в российско-грузинских отношениях, то есть о том малом, что еще объединяет две страны. "Торгово-экономические связи между нашими странами, как это не покажется странным, развиваются успешно. Рост товарооборота ежегодно составляет более 50%, за предыдущий год прямые инвестиции в грузинскую экономику выросли в пять раз. Ежегодно из России в Грузию переводят от $1,5 до $2 миллиардов. Это гораздо больше, чем любая помощь со стороны третьих государств", - подытожил он.
Путин оценил и усилия грузинского президента по борьбе с фальсификацией грузинского вина. Намекнул, что проблемой возвращения грузинского вина на российский рынок в скором времени могут заняться премьер-министры двух стран.
На этом, собственно, весь позитив встречи закончился. Сконцентрироваться на "взаимном желании" выйти из состояния штопора не удалось - стороны перешли к вопросу урегулирования замороженных конфликтов на территории Южной Осетии и Абхазии.
"Естественно, за такую короткую беседу, которая у нас состоялась, такие проблемы не решить, но хочу подчеркнуть, что у нас есть желание работать над этими конфликтами в рамках существующих процедур и при поддержке международных организаций. Мы договорились сотрудничать и подумать совместно, как эти процедуры улучшать и сделать их наиболее эффективными", - с осторожным оптимизмом заметил Путин.
В ответ он услышал: "Грузия настроена на мирный диалог в вопросе урегулирования конфликтов, в первую очередь, с участием России. Основной партнер - Россия, и никто в Грузии иллюзий не питает". Однако президент Грузии продолжил: "С другой стороны, идет аннексия, отчуждение земель и собственности нашей страны. В Южной Осетии назначаются российские лица для управления этой территорией - как это еще можно назвать, если не аннексия".
"Мы никогда не согласимся с тем, что кто-то у нас отхватит или заберет территорию. Грузия - маленькая страна, и нам больше нечего отдавать, ни одного метра - ни абхазской, ни южноосетинской, никто никогда не получит, пока существует хоть какая-то справедливость в мире. Мы рассчитываем на поддержку России в урегулировании конфликтов и на ваши действия, Владимир Владимирович, в урегулировании всех этих конфликтов, которые мешают поступательному развитию наших отношений", - высказал свое видение по этому вопросу Саакашвили.
Путин ясно дал понять собеседнику, что ключ к урегулированию конфликтов заложен в налаживании отношений между осетинским и грузинским, абхазским и грузинским народами путем компромиссов.
Саакашвили не оставалось ничего больше, как "с сожалением констатировать, что координации в этом вопросе" между президентами нет. Позже он, впрочем, заметил, что утро вечера мудренее.
Однако не понятно, как старая русская пословица сможет помочь прийти к пониманию по этому на данный момент так и нерешенному и болезненному в двусторонних отношениях России и Грузии вопросу. Хотя сам Саакашвили не скрывал, что "исторические проблемы Кавказа решались правильно и безболезненно тогда, когда Грузия была вместе с Россией".