Рейтинг@Mail.ru
9 июня - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

9 июня

Читать ria.ru в
Дзен
- 1672 - родился Петр I Великий
- 1885 - в России отменена подушная подать
- 1931 - между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в стране фирменный поезд

334 года назад (1672) родился ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672 - 1725), первый российский император

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака (с Натальей Нарышкиной). В первые годы царствования Петра I его противники группировались вокруг царевны Софьи и Милославских. После подавления стрелецкого восстания 1689 года правил самостоятельно (формально до 1698 разделял власть со своим сводным братом Иваном V). Петр I был женат дважды: первым браком - на Евдокии Лопухиной, от которой имел троих сыновей - царевича Алексея, казненного в 1718 году, и двоих сыновей, умерших в младенчестве; вторым браком - на Екатерине Скавронской (впоследствии императрица Екатерина I ),от которой имел 9 детей, большинство из которых, за исключением Анны и Елизаветы (впоследствии императрица Елизавета Петровна), умерли малолетними. В 1695 году возглавил Азовские походы, в результате которых в 1711 году Россия закрепилась на побережье Азовского моря. Петр использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного управления (губернская реформа 1708-1715 годов, создание коллегий, Сената, органов высшего контроля), организации военного дела (введена рекрутская повинность и обязательная военная служба дворян, создана регулярная армия, велось строительство флота), промышленности, торговли, просвещения (открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука). Преобразования, проводимые Петром I (выдвижение на первый план служилого дворянства и чиновной бюрократии, ликвидация патриаршества, утрата церковью политической самостоятельности), вызвали недовольство боярства и церковной иерархии; ответом на многие насильственные нововведения и усиление налогового бремени стали восстания горожан и солдат в Астрахани в 1705-1706 годах, казацко-крестьянское восстание на Дону, в Слободской Украине, Поволжье в 1707-1708 годах. Победа в Северной войне (1700-1721) открыла России выход к Балтийскому морю. В 1703 году Петр основал новую столицу России - Санкт-Петербург. В результате Персидского похода в 1722-1723 годах Россия приобрела земли на побережье Каспийского моря. В исторической науке нет единства в оценке деятельности Петра; вместе с тем в российской историографии преобладает точка зрения, согласно которой реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны. Реформы царь проводил жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр I добился признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы.

121 год назад (1885) в России отменена подушная подать

История  податей  и налогов в России уникальна. В разные времена на Руси казначеям и финансистам приходилось проявлять чудеса изобретательности, придумывая бесконечные налоги для «процветания» князя, а потом и государства. В первой половине ХIХ века основными источниками государственных доходов были подушная подать (налог) и питейные откупа. И оба налога лежали главным образом на крестьянстве. Отмена крепостного права в феврале 1861 года поставила перед министерством финансов России огромное количество новых проблем. Освобождение крестьян не сопровождалось отменой или снижением прямых и косвенных налогов. Наоборот, с 1862 года увеличиваются ставки многих из них. Подушная подать с крестьян была увеличена до одного рубля, с мещан - до полутора рублей. В начале 1880-х годов, вскоре после войны с Турцией, промышленность России оказалась в застое, что крайне неблагоприятно отразилось на поступлении государственных доходов. Финансовое ведомство оказалось в критической ситуации. В это время на пост министра финансов был назначен известный экономист и практик в области кредита, бывший профессор Киевского университета Николай Бунге. Новый министр финансов поставил перед собой конкретную и масштабную задачу: улучшение экономического и финансового положения государства путем повышения уровня народного благосостояния. В 1881 году был отменен чрезвычайно тяжелый для народа соляной налог. В представлении «О замене подушной подати другими налогами», поступившем в Государственный совет в марте 1882 года, Бунге подробно обосновал невозможность дальнейшего оттягивания этой меры. Министр финансов указывал на крайнюю обременительность подушной подати для крестьянства. Любое стихийное бедствие (неурожай, град, падеж скота и т.п.) делает неплатежеспособными не только отдельные сельские общества и уезды, но и целые губернии. Бунге предусматривал поэтапную отмену подушной подати в 1883-1891 годах. Он предложил начать реформу прекращением с 1 января 1883 года взимания налога с лиц, наиболее обремененных налогами. Вскоре, вопреки прежним расчетам растянуть реформу на восемь лет, Бунге пришел к выводу о возможности завершить ее в гораздо более короткий срок. Он pacсчитывал на то, что избавление от тяжелой  подати  поднимет благосостояние крестьянства и оно выплатит свой долг государству в форме косвенных налогов. «Отмена подушной подати, - писал министр финансов в представлении от 15 марта 1885 года, - составляет одну из самых крупных финансовых мер, и чем скорее она совершится, тем сильнее будет впечатление, которое она оставит в умах, тем непосредственнее и осязательнее окажутся результаты, к которым она приведет». 9 июня 1885 года император Александр III утвердил принятые Государственным советом предложения министра финансов. С 1 января 1886 года прекращалось взимание  подушной подати с бывших помещичьих и удельных крестьян, а с 1 января 1887 года подушная подать отменялась для всех плательщиков страны.

225 лет назад (1781) родился Джордж СТЕФЕНСОН, английский изобретатель, положивший начало паровому железнодорожному транспорту

Родился в семье шахтера. С восьми лет работал по найму, научился читать и писать в 18 лет. Путем упорного самообразования приобрел специальность механика паровых машин (около 1800 года). С 1812 года - главный механик Киллингуортских копей (Нортамберленд). В то время изобрел рудничную лампу оригинальной конструкции. С 1814 года занимался строительством паровозов. Первый паровоз «Блюхер» построил при содействии Дж.Стила для рудничной рельсовой дороги. В 1815-1816 годах создал еще два паровоза усовершенствованных конструкций. В 1818 году совместно с Н.Вудом провел первые научные исследования зависимости сопротивления рельсового пути от нагрузок и профиля пути. В 1823 году в Ньюкасле основал первый в мире паровозостроительный завод, на котором был изготовлен паровоз «Передвижение» (1825) для строившейся под руководством Стефенсона  железной дороги Дарлингтон - Стоктон, а затем паровоз «Ракета» (1829) для дороги между Манчестером и Ливерпулем (1826-1830). При строительстве этой линии  Стефенсоном  впервые решены сложные задачи железнодорожной техники: созданы искусственные сооружения (мосты, виадуки и т.п.), применены железные рельсы на каменных опорах, что позволило развивать паровозам типа «Ракета» скорость до 50 километров в час. Ширина колеи (1435 мм), принятая Стефенсоном, стала самой распространенной на железных дорогах Западной Европы. В 1836 году Стефенсон  организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства. По чертежам Стефенсона и его сына Роберта строились паровозы, которые эксплуатировались не только в Великобритании, но и в других странах. Стефенсон решал и другие технические вопросы в области транспорта и промышленности, был организатором школ для механиков.

Скорый поезд Красная стрела, курсирующий по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Экспресс отправился с Ленинградского вокзала Москвы75 лет назад (1931) по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в стране фирменный поезд «Красная стрела»

9 июня 1931 года по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в стране фирменный поезд «Красная стрела». Также впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был запущен вагон СВ. Сегодня на этом поезде из Москвы в Санкт-Петербург можно доехать за восемь с половиной часов. Несмотря на то, что поезд сразу назвали «Красной стрелой», вначале вагоны поезда были синего цвета. Идея перекрасить их в красный пришла в голову одному из первых начальников «Стрелы» позже и была одобрена министром путей сообщения. Для создания вагона СВ четырехместные купе усовершенствовались работниками депо: верхние полки снимались и на их место вешались зеркала и красивые светильники. После начала войны регулярное движение поезда вынуждены были прервать. Произошло это 24 июня 1941 года. Для сохранения составов роскошного поезда, один из них поместили в «царский павильон» на Обводном канале, другой же, вместе с маленькими детьми, был эвакуирован на станцию Цирульск. За время своего существования «Красная стрела» не раз сокращала время нахождения в пути. Но даже в эпоху скоростного движения она преодолевает 650 километровый путь между  двумя столицами за восемь с половиной часов. Вагоны подобного класса могут развивать скорость до 160 километров в час, но экспресс специально идет с замедлениями, чтобы пассажиры могли спокойно отдохнуть в пути. Одна из причин, за которую пассажиры любят этот поезд, - это неизменная пунктуальность.

Режиссер Савва Кулиш5 лет назад (2001) умер Савва Яковлевич КУЛИШ (1936 - 2001), кинорежиссер, сценарист, народный артист России

Савва Кулиш Родился 17 октября 1936 года в Одессе. В 1959 году окончил операторский факультет ВГИК (мастерская Л.Косматова), режиссерское отделение театрального училища имени Б.Щукина (1968, курс Б.Захавы). Работал оператором в кино и на ТВ, режиссером-практикантом на фильме «Обыкновенный фашизм» М.Ромма, был соавтором сценариев к фильмам: «Развлечение для старичков», «Фуэте». Ставил радиоспектакли, в Театре-студии киноактера поставил спектакль «Карета святых даров». Снял документальный фильм о предсмертных посланиях немецких солдат и офицеров из Сталинграда «Последние письма», принесший ему международную известность. Режиссер фильмов «Мертвый сезон», «Комитет из 19-ти»,  «Взлет», «Сказки...сказки... сказки старого Арбата», «Трагедия в стиле рок» «Железный занавес». Последняя работа Саввы Кулиша - 12-серийный фильм «Прости, прощай ХХ век», посвященный тоталитарным режимам прошедшей эпохи.
В последние годы Кулиш, создав объединение НЭЦКИ (Независимый Экспериментальный Центр Культуры и Информации), выступал в качестве продюсера и художественного руководителя  ста серий о Москве. Скончался 9 июня 2001 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

71 год назад (1935) в СССР принят закон о смертной казни за побег за границу

9 июня 1935 года в СССР был принят закон, устанавливающий смертную казнь за побег через  границу, родственники перебежчиков объявлялись преступниками. Введение смертной казни за побег за границу было, скорее, профилактической мерой: власти пытались подстраховаться на случай массового голода. Опасность массовых побегов была не слишком велика: в голодные годы люди пытались проникнуть не за рубеж, а в большие города и районы, богатые хлебом. Но власти решили на всякий случай наглухо отгородиться от Запада. Большинство населения эти меры никак не затронули: крестьянину для того чтобы выправить паспорт для выезда за рубеж, предстояло пройти немало инстанций. Граница охранялась кое-как, и многие потенциальные эмигранты пользовались услугами контрабандистов, которые без особых проблем переправляли их в Германию, а оттуда - в Америку. После смерти Сталина за побег через границу уже не расстреливали, но в тюрьму сажали. Жесткие ограничения в отношении выезда за границу просуществовали до 1990 года, когда был принят Закон «О въезде и выезде».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала