Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.
В последнее время Россию не узнать. В этом году она председательствует в клубе стран-членов «Большой восьмерки» и готовится выступить в качестве принимающей стороны на саммите глав этой организации. И предлагает при этом весьма амбициозное видение концепции энергетической безопасности в мире. А ведь еще совсем недавно ей приходилось преодолевать последствия отказа от плановой хозяйственной системы, который вызвал значительный спад российской экономики.
Однако в последние годы в России созданы институты рыночной экономики, период стабилизации завершился и в стране восстановлена макроэкономическая и политическая стабильность. Проведение рыночных реформ сформировало основу для возобновления экономического роста. И понемногу темпы роста ВВП в России превысили аналогичные показатели ЕС и США.
По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, за 1999-2005 годы ВВП России увеличился почти на 57%, а среднегодовой темп прироста составил 6,6%. Это более чем вдвое превышает среднегодовые темпы прироста мировой экономики за тот же период - 3%.
В 2005 г. ВВП страны увеличился к соответствующему периоду 2004 года на 6,4%. Промышленное производство возросло на 4%, а рост инвестиций в основной капитал составил 10,5%. Продолжает укрепляться и финансовое положение страны. Постоянно растущие стабилизационный фонд (около 60 млрд. долл.) и золотовалютные запасы (более 200 млрд. долл.) служат защитой от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. По второму показателю Россия недавно вышла на четвертое место в мире после Китая, Японии и Тайваня.
Постепенно растет и благосостояние российских граждан, особенно жителей больших городов. По данным Росстата, реальные денежные доходы россиян выросли по итогам 2005 года на 8,8% по сравнению с 2004 годом. Увеличиваются объемы розничной торговли (на 12% в прошлом году), банковских вкладов (на 13,2%), растет потребительское кредитование населения (на 57,5%).
Инвестиционный климат в России постепенно улучшается, и все больше иностранных компаний выходит на российский рынок. По данным A.T. Kearney, Россия поднялась на шестое место в рейтинге инвестиционной привлекательности FDI Confidence Index 2005, уступив только Китаю, США, Великобритании, Индии и Польше (против 11-го в Индексе FDI, выпущенном в марте 2005 года).
Развивается и российский фондовый рынок: индекс РТС вырос в 2005 г. почти в 2 раза, став мировым лидером по темпам роста. Все больше российских компаний выходит на международные биржи. За счет первичного публичного размещения акций отечественные компании привлекли в прошлом году около 5 млрд. долл.
Для глобального инвестора российская экономика - это экономика, растущая невероятно быстрыми темпами, - считает глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. По его мнению, ранее стоимость российских компаний, особенно «голубых фишек», была серьезно недооценена. Причины были известны: это прежде всего неуверенность инвестора в том, что его права собственности на российские активы будут надежно защищены, а также неуверенность в стратегической политике. Однако в начале 2005 года эти риски были переоценены и перешли в разряд достаточно предсказуемых, в связи с чем иностранные инвесторы теперь готовы покупать дорогие активы в России, - говорит Вьюгин.
Признанием успешности социально-экономического развития России последних лет стало последовательное повышение ее кредитного рейтинга до уровня инвестиционного (по версии всех крупнейших международных рейтинговых агентств), а также предоставление ей Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.
Вместе с тем, хотя темпы роста цен в России постепенно сокращаются, инфляция остается одной из самых болезненных проблем для властей. По данным Росстата, рост цен в 2005 году снизился до 10,9% с 11,7% в 2004 году. При этом изначально запланированный прогноз по инфляции на 2005 г. (8,5%) не был соблюден. Некоторые эксперты, в том числе, глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, считают, что главная причина довольно высоких темпов инфляции - это корпоративное ценообразование на уровне естественных, отраслевых и локальных монополий. Также высокой остается и дифференциация доходов населения. Отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных сохранилось в 2005 г. на уровне 15 к 1.
Во многом успехи экономического роста в России обусловлены благоприятной ситуацией на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов. Вследствие высоких темпов роста мировой экономики, в первую очередь, роста спроса на сырье со стороны азиатских стран, цены на нефть на мировом рынке в последнее время находились на чрезвычайно высоком уровне. По данным Минэкономразвития РФ, цена российской нефти марки Urals выросла в январе этого года по сравнению с январем 2005 г. на 48,3% и составила 59,4 долл. за баррель. А в марте-апреле 2006 года средняя цена нефти Urals составила 60,9 долл. за баррель.
В свете существующей тесной связи между доходами российского ТЭК и доходами бюджета, одной из основных в российской экономике стала проблема использования средств Стабилизационного фонда. Долгое время вопрос о их назначении оставался открытым. Высказывались мнения, что такой огромный накопленный объем денег должен способствовать долгосрочному развитию экономики и быть направленным на инвестиции внутри страны. Однако оппоненты данной позиции говорили, что это приведет к дополнительному росту и без того проблемной инфляции. Наконец, в конце апреля этого года российские власти определили, как будут использованы средства Стабилизационного фонда - их можно вложить в иностранную валюту (доллары США, евро и английские фунты стерлингов), либо приобрести долговые обязательства 14 развитых иностранных государств.
Некоторые эксперты считают, что эти меры не слишком эффективны, поскольку средняя доходность по государственным облигациям существенно ниже доходности по акциям зарубежных частных корпораций. Однако Минфин РФ пока не разрешает вкладывать средства Стабфонда в акции, т.к. это более рискованные активы.
В целом, хотя Россия добилась определенных успехов в экономическом развитии, темпы роста ее экономики начинают постепенно замедляться: 2003 г. – 7,3%, 2004 г. – 7,2%, 2005 г. – 6,4%. Становится все яснее, что возможности роста экономики, основанного на высоких нефтяных ценах, исчерпаны. В прошлом году российские компании существенно снизили темпы добычи углеводородов. По прогнозам МЭРТ РФ, если зависимость страны от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в ближайшие годы не сократится, российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше 4-5% в год даже при высоких мировых ценах на нефть.
Сейчас в России на первый план выходят проблемы качества роста и модернизации экономики. Поэтому в настоящее время власти считают необходимым обеспечить переход к ее инновационному развитию. По словам Андрея Шаронова, замминистра экономического развития и торговли РФ, сейчас необходимо осуществлять продвижение институциональных реформ, значительно повышать качество человеческого капитала, а также реализовывать систему стратегических проектов развития, которые опираются на активную организационную и финансовую поддержку государства.
На развитие человеческого капитала направлены запущенные осенью прошлого года четыре приоритетных национальных проекта – развитие здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства. В бюджете на них предусмотрено более 6 млрд. долл. Запуск этих проектов во многом означает реальный сдвиг в пользу придания экономике социальной ориентации.
Кроме того, если до сих пор власть стремилась избегать создания институтов прямого участия государства в реализации бизнес-проектов, то теперь в России возникают институты, специально нацеленные на точечную поддержку соответствующих инвестиционных проектов. К этим инструментам относятся особые экономические зоны (ОЭЗ), а также Инвестиционный фонд.
ОЭЗ уже возникли на карте России: 4 технико-внедренческие зоны и 2 зоны промышленно-производственного типа. На создание инфраструктуры ОЭЗ в федеральном бюджете-2006 предусмотрены 8 млрд. рублей (280 млн. долл.). Такой же объем средств заложен в бюджетах субъектов и муниципальных образований. По закону, резиденты ОЭЗ будут пользоваться таможенными и налоговыми льготами. Прогнозируется, что зоны появятся в России уже к концу 2007 - началу 2008 года.
Основным назначением созданного в 2005 г. Инвестиционного фонда станет развитие крупных инвестиционных проектов общенационального значения. Предполагается реализовывать эти проекты на основе софинансирования с частным сектором и выделить на эти цели в 2006 г. около 2,5 млрд. долл. Вместе с тем, аналитики надеются, что размер этого фонда будет возрастать.
Наконец, различные проекты и меры, которые должны вывести российскую экономику на путь долгосрочной модернизации, предлагает среднесрочная программа социально-экономического развития, утвержденная правительством РФ. Основной ее целью ставится повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Насколько эффективны будут принимаемые властями меры, покажет дальнейшее развитие экономики России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.