Политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников.
Слухи о смерти газет и газетного рынка оказались сильно преувеличенными. Что подтверждается данными, опубликованными в докладе Всемирной газетной ассоциации (ВАН) «Тенденции мировой прессы—2006».
Для начала несколько цифр, по которым можно отследить базовые тренды. Глобальные продажи газет выросли за 2005 год на 0,56%, за последние пять лет – на 6%. Рекламные доходы платных ежедневных газет выросли в прошлом году на 1,21%, а за пять лет – на 11,7%. Газеты, как отметил в своем выступлении в Москве на Всемирном газетном конгрессе глава ВАН Тимоти Болдинг, «демонстрируют удивительную гибкость в условиях усиления давления со стороны широкого спектра конкурентов».
Конечно, речь идет о суммарном эффекте по всему миру, и если начинать вдаваться в детали, то снова может показаться: не все так благостно. Но и нюансы газетного производства и спроса на эту медийную продукцию показывают, что негативные тенденции немедленно компенсируются позитивными. Тиражи газет немного упали в Европе и в Северной Америке, зато поднялись и продолжают подниматься в Азии.
Тиражи ежедневных платных газет в странах ЕС упали за пять лет на 5,26%, зато все более популярным становится сегмент бесплатной прессы в тех же странах. Если во Франции за минувший год тиражи упали на 1,6%, а за пять лет на 7,38%, то в Польше они выросли на 9,80% за год и на 21,63% за пять лет. За «пятилетку» сокращение тиражей в стране с сильной газетной культурой – Норвегии составило 7,48%, что не мешает гражданам этого же государства занимать второе место в мире после Японии по показателям покупки газет. В Бельгии тиражи за пять лет упали на 4,25%, но при этом бельгийцы тратят больше всех времени на чтение газет – 54 минуты в день.
Быстро развивается газетный рынок во всех странах группы BRIC (страны-лидеры будущего – Бразилия, Россия, Индия, Китай), кроме России. Здесь проблемы с дистрибуцией продукта и недостаточен платежеспособный спрос. Кроме того, ВАН отмечает, что достоверность данных по тиражам российских изданий невелика.
Словом, газетный рынок живет. И если будет умирать, то гораздо медленнее, чем принято считать. Несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны телевидения, Интернет-СМИ, мультимедийных средств информации, газетная культура оказалась необычайно прочной и адаптивной. Возможно, потому, что она материальная – изготовленный по законам ремесла предмет всегда интересно потрогать руками…
Где-то гибель газетного рынка сдерживается привычкой к чтению. Как говорил великий русский поэт Иосиф Бродский: «Проснуться, выпить кофе и не закурить… Тогда и просыпаться незачем». В иных странах проснуться, выпить кофе и не развернуть с аппетитным шелестом газету – тогда нечего и день начинать.
Где-то газетный рынок поднимается благодаря росту интереса к развлекательным СМИ и таблоидам. Правда, происходит это за счет тиражных потерь качественной прессы. Где-то газеты спасаются, предлагая читателю по сути дела новый продукт – в новом формате (таблоидном, А3 или В2), в цвете, с несколько скорректированным контентом, с сопровождающими продуктами – дешевой подпиской на книжные серии, видеокассеты и DVD.
Ну, а главное, сохраняется еще страшная сила – привычка к чтению, причем даже в определенном формате. Разделенного Берлина уже давно нет, но восточная часть города упорно читает «Берлинер Цайтунг», а западная – «Тагесшпигель». Владелец же – один... В России общенациональная газета «Известия» за последние 15 лет несколько раз меняла свой контент, формат, дизайн, но аудитория, именуемая в соцопросах 55+ (то есть старше 55 лет), продолжает выписывать, покупать, читать газету, будучи верной именно бренду, а не содержанию или политической направленности.
Российский газетный рынок, при том, что уже стало общим местом хоронить его, слишком пестр, неструктурирован, заполнен избыточным ассортиментом, чтобы делать какие-либо итоговые однозначные выводы. Для этого нужно посмотреть, как он будет развиваться в течение ближайших пяти лет – чтобы появились возможности для нормального анализа.
Идеальной моделью для нас – хотя бы по причине некоторой культурной и географической близости – мог бы стать структурированный и понятный с точки зрения развития польский рынок. Здесь четко выделяется небольшое число лидеров – «Газета Выборча» и «Жечпосполита», которых немного вытесняют новые продукты – таблоид «Факт» и качественная газета «Дженник», тиражи колеблются вокруг полумиллиона, используются все современные западные маркетинговые ходы в битве за читателя.
Вероятно, спасение газетного дела и рынка – не только в конкуренции с небумажными средствами массовой информации, но и, как ни парадоксально, в «поглощении» газетами новых способов коммуникаций, в создании медиа-холдингов, где газеты подпитывают и поддерживают электронные и мультимедийные продукты, а те, в свою очередь, подпитывают и поддерживают газеты.
Пока же газета все равно остается абсолютно самоценным продуктом гуттенберговой и постгуттенберговой эпохи, важной частью мировой человеческой культуры – с вкусом, цветом и запахом. Незабываемым запахом типографской краски…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.