Генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке Геннадий Евстафьев.
Утвержден новый директор ЦРУ генерал Майкл Хейден, который, в отличие от предшественника, назначен и главным заместителем Директора национальной разведки (DNI) Джона Негропонте. На сегодняшний день этим определено подчиненное состояние некогда непререкаемого ведомства в иерархии многочисленных американских спецслужб.
Но самое интересное заключается не в этом, а в появлении в руководстве ЦРУ одного очень примечательного персонажа. Когда уже бывший директор ЦРУ Портер Госс пару лет назад, придя в разведку, начал чистку разведывательного ведомства, уволил и сменил много профессионалов, то аналитики сразу подметили, что это сильно смахивало на личную месть тем людям, которые ему досаждали во время его работы оперработником в ЦРУ и затем главой подкомитета палаты представителей по вопросам разведки. Среди пострадавших оказался и один из руководящих сотрудников ЦРУ Стивен Кэпс (Stephen Kappes), когда-то работавший резидентом и одновременно официальным представителем ЦРУ в Москве. И вот теперь в Вашингтоне ожидают его возвращения на вторую по значению позицию в этом ведомстве - заместителя директора.
Надо полагать, что с ним вернутся и ранее пострадавшие от Госса, в том числе и преемник Кэпса в Москве – Майкл Сулик. И тогда битва заинтересованных групп внутри ЦРУ за влияние и за "правильный" ответ на вопрос "кто виноват" в Ираке, продолжится с новой силой, и полетят со своих постов новые чины.
Возвращение Кэпса было встречено по-разному. Демократы в Конгрессе приветствовали его, заявляя, что Кэпс станет чуть ли не спасителем тонущего гиганта. Конечно, послужной список Кэпса производит впечатление. Именно он принимал «явку с повинной» лидера Ливии Муаммара Каддафи по вопросу о ликвидации секретной ливийской ядерной программы. Что, в свою очередь, приоткрыло масштаб нелегальной деятельности «отца» пакистанской атомной бомбы Абдул Кадыр Хана, создавшего при явном попустительстве руководящих кругов в Исламабаде международный «черный» рынок торговли запрещенными ядерными материалами и технологиями. Имя последнего фигурирует и по «делам» о ядерных программах КНДР и Ирана.
Кэпс – безусловно, хороший специалист по проблематике распространения оружия массового уничтожения. По крайней мере, он проявил себя таковым при сотрудничестве по этой проблеме с представителями российских спецслужб. Но это было в основном при правлении демократов. А вот член палаты представителей, республиканец, председатель комитета по проблемам разведки Питер Хекстра считает, что возвращение Кэпса – это победа давно окопавшейся внутри ЦРУ бюрократии, которая сопротивляется предлагавшимся Джорджем Бушем реформам.
Но новый начальник Кэпса генерал Хейден заявил, что это возвращение означает, что «время любителей» в ЦРУ прошло. Это заявление не может не насторожить. Оно означает, что течение последнего времени в исключительно важном с точки зрения принятия политических и военных решений ведомстве верховодили «любители».
Поневоле закрадывается вопрос, а не является ли вся ожесточенная пропаганда вокруг Ирана и его ядерной программы результатом политических «игр» этих самых «любителей», быстро понявших заказ Дика Чейни и Дональда Рамсфелда и действующих по принципу "чего изволите"? Да и явная антироссийская кампания, развернутая не без участия американских спецслужб перед встречей в Санкт-Петербурге, явно отдает этим «любительским душком».
А вообще-то ситуация с продолжающейся схваткой внутри различных группировок в республиканском истэблишменте говорит о том, что многие ориентиры в политике утеряны, новых идей мало, и приходится прибегать вновь к услугам тех, кого еще недавно прогоняли. И, наверное, Москве от смены персонажей в верхушке ЦРУ ничего хорошего для себя ждать не следует. Вряд ли можно рассчитывать на надежное сотрудничество даже по проблематике нераспространения ОМУ.
Тот же Кэпс, прекрасно зная о подпольной сети д-ра Абдул Кадыр Хана, фактически прикрывал политическую линию «двойных стандартов» своего правительства, закрывавшего глаза на создание своим «стратегическим партнером» ядерного оружия. А сейчас США пытаются отказать в том же самом другому, правда, бывшему «стратегическому партнеру» - Ирану, в том числе угрожая ему военными действиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.