Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Сотрудники российского посольства в Ираке стали новыми жертвами продолжающегося уже более трех лет хаоса в этой стране. В результате нападения на машину дипмиссии один человек погиб, четверо взяты в заложники. Кто стоит за этой трагедией - неизвестно. Иракские реалии таковы, что любая версия может оказаться верной. Мотивы возможны политические, экономические, разбой, – все что угодно. Разобраться в случившемся должно следствие. Самое главное сейчас для российских и иракских властей – найти и освободить сотрудников посольства. Тем более, что в этой, как и в других подобных ситуациях, потери несут сами иракцы. Это удар, прежде всего, по ним – по их надеждам на скорейшее восстановление стабильности в стране.
В Ираке дня не проходит без сообщений об убийствах или похищениях людей. И пусть речь идет всего лишь о трех из восемнадцати провинций Ирака – это не может успокаивать. Тем более что одним из самых опасных мест в стране остается столица, Багдад – центр политической и экономической жизни. И никто не может чувствовать себя здесь в безопасности – к какой бы вере ни принадлежал, каких бы политических взглядов ни придерживался.
Не стали исключением и российские дипломаты. То, что Россия была против войны в Ираке, не играет здесь роли, и это прекрасно понимают все работающие в этой стране россияне. Более того, примечательно, что нападения совершаются в первую очередь на граждан тех стран, которые были против войны, и которые не входят в состав многонациональных сил. Это стало ясно еще в августе 2003 года, когда была взорвана миссия ООН в Ираке. Начиная с этого момента каждый, кто приезжал в Ирак, мог надеяться только на счастливый случай, в том числе и те, кто находится под усиленной охраной – политики и дипломаты.
Для примера - в прошлом месяце был похищен дипломат посольства ОАЭ, в 2005 году были убиты 2 алжирских и один египетский дипломат. В минувшие после свержения режима Саддама Хусейна три года жертвами становились сотрудники посольств Японии, Германии, Ирана, Иордании. Впрочем, нападения совершались и на американцев, которые проживают в наиболее защищенной зоне иракской столицы.
Россиянам же памятны события 2004 года, когда было совершено несколько нападений на сотрудников компании «Интерэнергосервис». После чего большинство граждан РФ покинуло Ирак. Те российские компании, у которых остались здесь контракты, работают из Иордании – благодаря современным средствам связи дают консультации своим иракским коллегам, пересылают необходимое оборудование и технические данные. Безусловно, такая ситуация не способствует развитию экономического сотрудничества между Россией и Ираком, и в первую очередь ударяет по иракцам.
Именно иракцы, повторим, являются основными жертвами творящегося в их стране хаоса, даже когда нападения совершаются на граждан других стран. По соображениям безопасности ограничена работа посольств, иностранных компаний, СМИ. В таких условиях возможности международного сообщества оказать содействие Ираку весьма сомнительны.
Кому это выгодно, кому нужен слабый Ирак – ответы на этот вопрос могут быть различны. Неоднозначным будет и ответ на вопрос, кто несет ответственность за трагедию, произошедшую с россиянами, а также за многие другие подобные случаи? Кто виноват в том, что политическая ситуация в Ираке балансирует на грани гражданской войны, что на формирование нового правительства ушло более четырех месяцев, и до сих пор не назначены ключевые, особенно в условиях хаоса, министры – обороны и внутренних дел? Какая доля в этом вины иракских политиков, какая - американцев, которые согласно резолюциям СБ ООН, сначала в качестве оккупационных сил, а затем во главе многонациональных сил, должны были содействовать стабилизации обстановки в Ираке?
Безусловно, для РФ на данный момент нет ничего важнее спасения жизни своих граждан, но ответы на приведенные выше вопросы тоже важны: и для Москвы, и для Багдада, и для всех членов международного сообщества. И здесь не имеет значения, граждане, какой страны могут стать следующими жертвами. Здесь все равны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.