Обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.
Пресс-конференция Орхана Памука в РИА-Новости собрала цвет столичной прессы. Тон задавали западные журналисты, аккредитованные в России. Главный вопрос, который вертелся у всех на языке: как и почему турецкий писатель, самый известный на сегодня турок из Стамбула решился недавно заявить на весь мир, что Турция повинна в геноциде армян.
Власти Турции крайне болезненно отреагировали на этот взрыв. Здесь любые упоминания об армянской трагедии начала прошлого века приравниваются к государственному преступлению и преследуются в уголовном порядке. Над жизнью Памука нависла угроза ареста, тюрьмы, изгнания, репрессий и только мощная защита писателя, в которой приняли участие нобелевские лауреаты и заявление Евросоюза приостановили кару Анкары.
Сегодня Памук - ключ для вступления Турции в ЕС.
Так вот, писатель на первый же вопрос о геноциде армян, ответил, что это внутреннее дело Турции, что он не будет обсуждать эту тему, и вообще не станет отвечать на политические вопросы.
Для большинства журналистов дальнейшее общение сразу стало бессмысленным, творчество Памука мало известно в России.
Между тем поводом для визита писателя стал выход роскошной книги «Стамбул: город воспоминаний», которая вышла в московском «Издательстве Ольги Морозовой». Памук - интеллектуал. Писатель, который пытается гармонизировать Запад и Восток в точке прикосновения Европы и Азии, имя которой феномен Стамбула. Пожалуй, после Джеймса Джойса, который создал роман-эпопею о Дублине - «Уллис», Памук первым сумел повторить эмоциональный подвиг создания гимна городу.
Стамбул в повествовании Памука предстает как печальные руины прежнего величия. Полный внешней жизни, гула и пестроты, криков и лобзаний, Стамбул скрывает печаль. Это город призрак, чертеж воспоминаний по которому бродит душа писателя. Удивительно, что всю свою жизнь, а это 54 года, Орхан прожил в родном доме и родном квартале.
Свой приезд в Москву Памук объясняет тягой к русской культуре.
Россия давно вошла в мою плоть и кровь, заявил писатель. Нет для меня более близкой литературы, чем книги Толстого и Достоевского. А на вопрос кто из пары гигантов все-таки предпочтительней ответил: не знаю, нельзя спросить у ребенка кого он больше любит, маму или папу. Иногда одного, иногда другого. Когда я чувствую упадок сил, мне ближе Федор Михайлович. Когда я счастлив и вижу красоту бытия, во мне оживает частичка Толстого.
Первая жена Орхана была русская.
Возможно, любовь к русскому объясняется затаенной обидой, тем, что мы не замечаем Стамбул. Нет такого города ни для Толстого, ни для Достоевского. Есть Париж, Баден-Баден, Рим, Лондон, есть Гейдельберг, Марбург, Варшава, есть Женева, есть даже микроскопический Монако, есть Каир, наконец, но нет огромного города Османской империи, которая проглотила однажды второй Рим, Константинополь, уничтожила Византию и подняла над павшим телом христианской империи зеленое знамя аллаха.
Москва объявила - мы третий Рим, а четвертому Риму не бывать!
В этой формуле источник напряженных отношений между двумя странами. Тут же скрыт исток немоты русских писателей.
Между тем Стамбул стал городом, который первым принял в свои объятия белую армию, которая бежала из Крыма и Кавказа после поражения в гражданской войне. Этой страницы в истории двух стран коснулась только рука Михаила Булгакова, который живописал в пьесе «Бег» похождения беглецов в чреве турецкого мегаполиса.
Орхан Памук в романе «Стамбул: город воспоминаний» замечает присутствие русского духа. Для него это холодный ветер со стороны Черного моря и еще снег, который смотрится на улицах южного города как драгоценность. В списке его романов, которые принесли славу писателю, присутствует белый цвет: например, «Белая крепость», да и в романе «Меня зовут Красный» тоже есть отзвук русского мира, который 70 лет был красным кошмаром для буржуазной Европы. За этот роман Памук получил международную премию IMPAC.
Самый последний роман Памука называется «Снег».
В нем тоже на подсознательном уровне чувствуется дух русского холода, а влияние Толстого и Достоевского видно невооруженным глазом.
Турок из Стамбула, один из самых серьезных кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, писатель Орхан Памук - это минарет, который стоит на страже у Айя-Софии, бывшего христианского храма, откуда в Россию пришло христианство, в котором когда-то была мечеть, а сегодня - музей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.