Приднестровье планирует до конца сентября провести референдум о независимости республики. Об отношении России к этому вопросу, как страны-гаранта в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию, рассказал посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин.
Как Россия относится к намерению Приднестровья провести референдум?
Какого-то отношения пока не может быть, поскольку продолжается дискуссия в Приднестровье по поводу возможности проведения референдума. Хотелось бы напомнить, что в начале марта съезд депутатов всех уровней Приднестровья выступил с такой инициативой после того, как украинские и молдавские власти ввели новый режим пропуска экспортных грузов через границу. Эта тема обсуждается у них и парламентариями, и политиками, и лидером Приднестровья. Поэтому у нас какого-то отношения к еще не сформировавшейся окончательно позиции приднестровцев нет. Мы отмечаем, что идет активная дискуссия по этой теме в регионе. А сам институт референдума в последнее время в международных отношениях имеет важное значение и играет очень существенную роль как демократическое проявление позиции широких слоев населения. В этом отношении подобного рода мероприятие имеет важное общественно-политическое значение для руководства, которое должно принимать на основании плебисцита какие-то решения о своих последующих действиях.
Упоминается ли в ранее достигнутых договоренностях возможность проведения референдума?
Институт референдума включен практически во все последние предложения о модели политического урегулирования приднестровской проблемы, которые рассматривались за столом переговоров. Предполагается, что окончательные итоги договоренностей, которые могут быть достигнуты между сторонами, должны выноситься на утверждение на референдуме. Здесь можно говорить, что идеи проведения референдума присутствовали и в известном плане Козака, и в последующих разработках российской стороны, и в документе, согласованном посредниками от 2004 года. То есть везде идея проведения референдума закладывалась. Сейчас речь идет о другом плебисците. Дело в том, что в Приднестровье уже неоднократно проводились референдумы по различным вопросам. И насколько я понимаю ту дискуссию, которая ведется, там хотят еще раз проконсультироваться и посоветоваться с населением. Все зависит от того, каким будет окончательное решение, которое должен принять Верховный Совет (парламент) Приднестровья. Согласно Конституции, именно парламент по инициативе президента может запускать подобного рода мероприятия.
Молдавская сторона как-то реагировала на возможность проведения референдума?
Там были критические замечания и заявления о том, что они не будут признавать результаты народного волеизъявления в Приднестровье. Все зависит о того, как организуется и как будет проведен плебисцит.
Основные предприятия Приднестровья зарегистрировались в таможенном управлении Молдавии. Означает ли это, что кризисная ситуация, которая сложилась после введения Украиной новых правил прохождения товаров, снята?
Насколько я понимаю, кризис еще не преодолен полностью. Жизнь требует нестандартных, неординарных решений, и, как я понимаю, приднестровские предприятия, особенно те, которые имеют контрактные обязательства перед российскими заказчиками, стараются выполнить эти обязательства через какие-то временные схемы, предусматривающие, в том числе, и временную регистрацию. Тем не менее, по мнению приднестровских представителей, это не завершение кризиса, а просто мера, которая позволяет решить наиболее острые вопросы, связанные с их контрактными обязательствами. В принципе, вся тема выработки устойчивого механизма обеспечения их внешнеэкономической деятельности остается на повестке дня.
Какие действия предпринимаются посредниками и наблюдателями в урегулировании приднестровского конфликта для решения остающихся проблем?
Мы делаем различные попытки помочь сторонам выйти на принятие конструктивного, компромиссного решения. В частности, на последней встрече в Брюсселе 24 мая в формате «3+2», то есть три посредника от России, Украины и ОБСЕ и два наблюдателя от ЕС и США, был передан новый проект протокола о механизме осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья. Этот шаг был направлен на то, чтобы запустить дискуссию и постараться выработать такой документ, который бы снимал вопросы, связанные с обеспечением нормального функционирование промышленных предприятий региона.
Когда может состояться встреча по приднестровскому урегулированию в формате «5+2»?
Усилия в этом направлении продолжаются, но многое будет зависеть, какую повестку дня будут предлагать для этой встречи. Пока между сторонами нет единства позиций о том, что они готовы обсуждать. Поскольку к тому, что хочет обсуждать Тирасполь, Кишинев не проявляет заинтересованности, а те темы, которые предлагает молдавская сторона, не вызывают приоритетного интереса в Приднестровье. Пока вопрос о проведении встречи в формате «5+2» остается открытым.
Насколько серьезны сообщения из Бендер о столкновениях и противостоянии конфликтующих сторон?
Каждый конкретный случай нужно рассматривать детально. В принципе, подобного рода инциденты, естественно, возникают в условиях, когда между сторонами отсутствует нормальный политический диалог. Когда дискуссия ведется не за столом переговоров, а в полевых условиях.
Насколько серьезны эти инциденты, и могут ли они привести к новому витку обострения?
Хотелось бы надеяться, что здравый смысл позволит удержать ситуацию в контролируемом русле, и она не перерастет в какое-то деструктивное противостояние. Определенные надежды возлагаются на сегодняшние беседы действующего председателя ОБСЕ Карела Де Гюхта в Тирасполе с руководством Приднестровья. Во время встречи с посредниками и наблюдателями перед поездкой в Кишинев и Тирасполь действующий председатель ОБСЕ говорил, что для него очень важно и получить информацию из первых рук, познакомиться с ситуацией в регионе, и сделать кое-какие предложения, которые, вероятно, он может озвучить в ходе встреч с руководством Молдавии и Приднестровья.