Рейтинг@Mail.ru
Театр на распутье - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Театр на распутье

Читать ria.ru в
Cитуацию, которая сложилась в мире искусства, иначе как аховой не назовешь: творческая жизнь угодила под колеса жестких финансовых правил. И это оказалось губительнее прежней идеологической цензуры...

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.

Минувший театральный форум СТД (Союз Театральных Деятелей), на котором собрались представители театров со всей России, констатировал возрастающую тревогу в театральном сообществе страны. Суть тревоги в том, что до сих пор государство никак не акцентирует статус искусства и его деятелей в новой эпохе.

Проект театральной реформы, который был выработан в недрах детища Грефа, Минэкономразвития, практически всеми признается как опасный проект. В двух словах суть реформы в отказе от репертуарного театра и его поддержки государством в пользу театра созданного по типу антрепризы и выживающего за свой счет.

«Как это ни печально, - констатировал председатель СТД, Александр Калягин, - но сейчас в год празднования 250-летия создания государственного театра в России, мы вынуждены признать, что театр находится в трагическом состоянии. Парадокс, но среди национальных приоритетов нет проекта о культуре»

Действительно, ситуацию которая сложилась в мире искусства, иначе как аховой не назовешь: творческая жизнь угодила под колеса жестких финансовых правил. И это оказалось губительнее прежней идеологической цензуры.

Больше того, престижный прежний статус театра сделал его заложником нового времени. Тут самый лакомый кусок - здание и земля, расположенные традиционно в центре того или иного миллионного города. Если реформа покатится дальше, театры не смогут удержать за собой ничего и театральное здание может вполне стать новым казино или ночным клубом. В местной прессе все чаще стали появляться заказные статьи  о том, как бездарно использует старомодная театральная труппа такое роскошное помещение. Было бы намного лучше, эффективней и современней снять театры с госпайка и отдать сцены под контроль антрепризы.

Одновременно критика репертуарного театра сопровождается кивками на  опыт США, где театры живут на пожертвования меценатов.

Сплошь и рядом такого рода театры закрываются при первых признаках финансовых проблем у доброго дяди.

Между тем кроме заокеанского опыта есть испытанный опыт Европы, где театры пользуются постоянной опекой властей. Есть, в конце концов, и наш исторический чисто российский путь, например, великий русский балет родился под эгидой императорской короны. Дети, поступившие в балетное императорское училище, формально усыновлялись императором и становились членами императорской семьи. Вот до каких любвеобильных крайностей доходила монаршая милость.

Если продолжить детскую тему и спросить, как выживает сегодня хотя бы детский театр, то мы увидим, что этот род бытования культуры получил наибольшее количество ран от современной эпохи. Вслед за призывом президента укреплять рождаемость и опекать матерей, необходима четкая ясная программа по защите детства, как общественного феномена.

Такой программы, увы, на сегодня нет, и не предвидится.
Нефтяная держава с мелочностью мытаря преследует даже бесплатные детские кружки, оказывается, ребенок сегодня может получить специальный сертификат на посещении лишь одного кружка, за остальные кружки надо платить... первыми исчезли кружки театральные.

Отчасти именно отсутствием щита объясняется постыдный рост беспризорных детей в стране и рост преступности.

Театры для юных зрителей не могут брать высокую плату и вынуждены выкручиваться любой ценой, чтобы свести концы с концами. Средняя зарплата актеров по стране не больше 5000 рублей.

На форуме было много сказано о том, что финансовый прессинг доводит порой до полного бесстыдства в охоте за деньгами.

Пожалуй, наиболее точным были слова, сказанные художественным руководителем Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна:

«Вопрос должен идти не о параграфах закона, не о деньгах даже, а о том, что театр и культура в целом - ядро нации. Любой отказ от поддержки этого ядра есть шаг к уничтожению нации, как идентичности».

Тут можно ставить точку.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала