Экономический обозреватель РИА Новости Василий Зубков.
«Arcelor», сталелитейный холдинг со штаб-квартирой в Люксембурге, и крупнейшая российская металлургическая компания «Северсталь» из города Череповца объявили о слиянии. Значение этой сделки сложно переоценить. Фактически мы становимся свидетелями создания нового транснационального металлургического гиганта. Он станет мировым лидером с ежегодным оборотом в 46 млрд. евро и объемом производства в 70 млн. тонн в год. Это 6% от мирового производства стали. Для сравнения доля всего российского производство – 5,2% (60 млн. т).
Что получают стороны от этого слияния? Утверждение, что «Arcelor» пошла на этот шаг под угрозой недружественного поглощения индийской компании Mittal Steel (до настоящего момента № 1 в мире), на наш взгляд, не совсем корректно. Переговоры с «Arcelor», по утверждению владельца «Северстали», сорокалетнего олигарха Алексея Мордашева, шли уже четыре года. То есть у европейского холдинга и череповецких металлургов уже давно существовал взаимный интерес.
«Arcelor» привлекала, во-первых, схожая специализация с «Северсталью» – выпуск автолиста, продукта с наивысшей добавленной стоимостью, (после слияния на новую компанию придется 22% мирового производства стали для автопромышленности) и стальных труб большого диаметра. И, во-вторых, низкие издержки при хорошем качестве продукции вертикально-интегрированной российской компании.
В Люксембурге также высоко оценивают и зарубежные активы «Северстали»: итальянской Lucchini и американской Severstal North America. По условиям сделки, свои доли в обеих компаниях Мордашев вместе с 89,6% акций «Северстали» и доплату наличными 1,25 млрд. евро передает в «Arcelor». В ответ он получает 32,2% акций в объединенной компании, пост президента совета директоров и право назначать 6 из 18 членов совета. Общая сумма сделки 13 млрд. евро - стала рекордной для российского рынка.
Через нового партнера «Arcelor» получает широкий доступ к рынку с очевидными перспективами роста. Россия уже несколько лет показывает хорошие результаты в экономическом развитии. А начинающиеся здесь масштабные трубопроводные проекты на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири обеспечат спрос на продукцию объединенной компании на много лет вперед.
В свою очередь продукция комбината в Череповце, в первую очередь автолист, получит дополнительную возможность для проникновения на квотированные рынки Европы. Сейчас 85% продукции «Северстали» поставляется на местный рынок. От слияния должна выиграть и инвестпрограмма компании по модернизации и обновлению производства на 2003-2012 гг. в объеме $1 млрд. Нынешний партнер российских металлургов владеет новейшими технологиями и разработками.
К тому же обе компании уже имеют большой опыт сотрудничества. Между ними заключено соглашение о технической поддержке и технологиях, в рамках которого проходят регулярные заседания специалистов. Имеются и совместные проекты. В 2004 году «Северсталь-метиз» выкупил у «Arcelor» завод по производству спецгвоздей, используемых в технических пистолетах для забивания гвоздей. В 2005 году «Arcelor» и «Северсталь» запустили совместное предприятие СП «ТА Корд» по выпуску металлокорда.
Еще четыре года назад они создали в Череповце совместное предприятие «Севергал» (в котором доля «Arcelor» - 25%), мощностью 400 тысяч тонн горячеоцинкованного проката в год. Бюджет проекта, включая расходы на закупку оборудования, строительство, обучение персонала и мероприятия по продвижению продукта, оценивается в $170 млн. В апреле нынешнего года на СП «Севергал» было запущено производство.
Все эти факторы, а также то, что «Arcelor» нужны новые векторы развития, в том числе и для погашения взятого недавно кредита в 5 млрд. евро, говорят о продуманности и взаимовыгодности слияния с «Северсталью». А угрозы индийского концерна стали лишь символическим катализатором процесса объединения российской и европейской компаний.
Какова же политическая составляющая этой сделки? Впервые представитель России становится владельцем трети мирового металлургического гиганта. Несомненно, что операции по слиянию такого уровня требуют одобрения на самом верху. Алексей Мордашев две недели назад побывал в Сочи у российского президента Путина. И, несмотря на то, что официальная тема их беседы была заявлена как участие крупного российского бизнеса в реализации национальных проектов, в частности, в области образования, предстоящая сделка и ее условия наверняка обсуждались. И одобрение на осуществление сделки, видимо, было получено.
В курсе предстоящего слияния была и Федеральная антимонопольная служба России, которая устами одного из своих руководителей уже высоко оценила эту сделку. Таким образом, мы видим, что действия хозяина «Северстали» совпадают с линией руководства страны на поддержку продвижения российского бизнеса за рубеж.
На Западе часто упрекают Россию в нежелании пускать в свои ключевые отрасли иностранцев. Поэтому такие масштабные сделки как «Arcelor» и «Северсталь», «ТНК- BP» – развенчивают это утверждение. Они - лучшая пропаганда нынешней России, ее стремлению стать равноправным игроком на мировом рынке. Это, кроме того, показатель растущей инвестиционной привлекательности российской экономики.
Положительную оценку произошедшего слияния дал министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, Россия идет на мировые рынки, и правительство приветствует случаи, когда бизнес сам находит себе выгодных зарубежных партнеров. Министр финансов высказал мнение, что это слияние должно дать положительный эффект и для российской, и для мировой экономики. Это свидетельство доверия к России в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции