Рейтинг@Mail.ru
Китайско- казахстанский нефтепровод - новая реальность мировой политики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайско- казахстанский нефтепровод - новая реальность мировой политики

Читать ria.ru в
Открытие в этом месяце нефтепровода Казахстан – Китай – событие мирового значения. Впервые Казахстан открыл восточный маршрут для своей нефти – раньше она шла лишь курсом на Запад. Китай впервые в истории начал получать нефть по нефтепроводу. Для России же это событие – не постороннее, а наоборот, часть ее "восточной" экономической политики, которая становится для Москвы все важнее...

Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.

Открытие в этом месяце нефтепровода Казахстан – Китай – событие мирового значения. Впервые Казахстан открыл восточный маршрут для своей нефти – раньше она шла лишь курсом на Запад. Китай впервые в истории начал получать нефть по нефтепроводу. Для России же это событие – не постороннее, а наоборот, часть ее "восточной" экономической политики, которая становится для Москвы все важнее.

Нефтепровод Атасу – Алашанькоу длиной почти в 1000 километров заканчивается в Синьцзяно-Уйгурском автономном районе. По этой трубе Китай будет получать до 20 миллионов тонн нефти в год. Здесь важно, что речь идет о Синьцзяне, из всех китайских территорий расположенном ближе всего к европейской части России. Синьцзян до недавних пор считался спящей, проблемной, неразвитой частью Китая. Сейчас, как видим, ситуация изменилась. Вывод для Москвы очень простой: ускорились интересные для нее процессы в новом регионе – процессы, в которых она активно участвует.

До сих пор ситуация с нефтяным импортом Китая приносила минимальную выгоду России, если не считать железнодорожных поставок нефти через российский Дальний Восток. А ведь продавать нефть Китаю – дело чрезвычайно прибыльное. Страна, которой сегодня требуется до 150 миллионов тонн этого сырья в год, потратила на его импорт в прошлом году 50 миллиардов долларов.

Россия, как известно, заняла вершину мирового энергетического Олимпа, оттеснив Саудовскую Аравию с первого места среди экспортеров углеводородного сырья. А Китай – непосредственный сосед России. Однако и сегодня до 80% импортируемой Китаем нефти шли и идут морем, через Малаккский пролив, в основном с Ближнего Востока. Эта ситуация рискованна для Китая еще и потому, что лишь один из десяти танкеров, которые везут эту нефть, принадлежит самому Китаю.

Считалось, что ключевой для российской нефтяной отрасли проект – это Тихоокеанский нефтепровод, точнее – его ответвление, через которое будет доставляться нефть восточной Сибири на китайский Северо-Восток. Но это очень большой проект, который потребует совместных инвестиций не только в прокладку самой трубы, но и в разведку восточносибирской нефти. Сегодня только-только определился маршрут нефтепровода, который пройдет на почтительном отдалении от экологического заповедника, озера Байкал. В общем же и целом речь идет о масштабом проекте, который изменит лицо всего Востока России и потребует нескольких лет.

Тем временем довольно быстро, за какие-то неполных два года, и ценой всего в 700 миллионов долларов, стал реальностью другой маршрут поставок нефти и газа в Китай – северо-западный, синьцзянский. И здесь важно понимать, что речь идет не о единичном китайско-казахском проекте, а начале создания новой трубопроводной системы, в которой в том или ином смысле будет участвовать, кроме России, несколько государств Центральной Азии.

Здесь надо напомнить, что о доставке российского сырья на северо-западные территории Китая говорилось во время последнего визита Владимира Путина в Пекин. В принципе ничто не мешает закачке в казахстанскую трубу нефти и из России. Потому что Казахстан и Россия связаны сетью трубопроводов, делающих такую задачу решаемой.

Территория Европы от Урала до Ла-Манша вся пронизана сложной сетью трубопроводов. И это отражает реалии европейского экономического сотрудничества. На юго-восточных границах России таких международных сетей нет, потому что сотрудничество стран этого региона до недавних пор было не таким активным, как у европейцев. Но сейчас мы видим начало региональной интеграции нефтепроводных систем в единую сеть.

Подтверждением этому служат планы Астаны и Пекина проложить параллельно нефтепроводу также и газопровод. Об этом заявил недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, принимая заместителя главы китайского государства Цзэн Цинхуна.

Но если по части нефти ключевой партнер Казахстана – США (прежде всего нефтяной гигант "Шеврон", а точнее – совместное предприятие «Тенгизшевройл»), то в области добычи и транспортировки газа крупнейший партнер Казахстана – Россия. Москва и Астана разрабатывают планы реконструкции и улучшения опять же не отдельных трубопроводов, а сетей. Совместно предполагается реконструировать газотранспортную систему Средняя Азия – Россия, Бухара – Урал и другие. Существующее с 2002 года совместное предприятие «КазРосГаз» очень активно и на иных рынках, а это имеет прямое отношение к Китаю. В частности, «КазРосГаз» будет выполнять функции оператора по транспортировке газа через территории Казахстана и России на рынки третьих стран.

Наконец, не будем забывать, что в регионе Центральной Азии расположен не только Казахстан. Узбекистан – тоже богатое газом государство, и вдобавок играет роль транзитной территории для туркменского газа, который тоже пойдет в Китай. А если учесть, что нестабильность или просто экономическая неразвитость пусть небольшого, но соседнего с ними государства (Киргизия или Таджикистан) осложнили бы безопасность трубопроводных маршрутов, то станет понятно: вся Центральная Азия в каком-то смысле транзитный регион для любых экономических планов на этом географическом направлении. И совместный российско-китайско-центральноазиатский проект, именуемый Шанхайской организацией сотрудничества, отражает в том числе и эту реальность.
Все, что происходит сейчас с маршрутами доставки российской или казахстанской нефти и газа, или с маршрутами достаки этого сырья в Китай, называется диверсификацией энергетической политики этих государств. Но диверсификация эта – важнейшая часть глобального процесса, который в целом называется ростом влияния Азии в мировой экономике.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала