Рейтинг@Mail.ru
Сериальный конвейер повернулся в сторону классической литературы - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сериальный конвейер повернулся в сторону классической литературы

Читать ria.ru в
Мода на классику в сериалах пришла вместе с оглушительным успехом "Идиота" Бортко. Правда, надо сказать, что тогда, два года назад, запустить этот сериал было огромным риском для продюсеров.

Показ сериала "Доктор Живаго" подходит к концу, и уже можно говорить об успешности этого проекта. Рейтинги показывают, что сериал смотрят всего 17% зрителей. Показатель не самый высокий. Для сравнения: "Мастера и Маргариту" смотрели 36% зрителей, "Заколдованный участок" - 25,5%, "Золотого теленка" - 21%, а за сюжетом "Не родись красивой" (СТС) следят 35%.

Отчасти такое безразличие к экранизации известного романа объясняется тем, что картина попала на прилавки до телевизионной премьеры. Пираты оценили сериал положительно и выпустили нелегальные копии нетоварного качества. Чтобы снять с себя ответственность за испорченный звук и цвет, создателям пришлось выпускать легальный DVD с фильмом и отложить премьеру на май, который считается мертвым сезоном на телевидении.

Кроме того, критики отмечают, что если "Мастер и Маргарита" и "В круге первом" показывались с урезанными рекламными блоками, то "Доктор Живаго" перенасыщен перерывами. Да и анонсирование сериала было крайне неудачным. К примеру, в Белоруссии, где картина прошла месяцем раньше и с меньшими перерывами на рекламу, рейтинг был в несколько раз выше. В Минске фильм посмотрели около 30% жителей, а среди всех горожан республики - почти 45%.

Телеканал НТВ откровенно провалился и с другой удачной экранизацией. "Казус Кукоцкого" Юрия Грымова показали с большой задержкой и в нерейтинговое время. Картина осталась практически незамеченной ни критиками, ни зрителями.

Мода на классику в сериалах пришла вместе с оглушительным успехом "Идиота" Бортко. Правда, надо сказать, что тогда, два года назад, запустить этот сериал было огромным риском  для продюсеров. Первенец среди сериальной классики собрал все мыслимые и немыслимые призы и положительные отзывы. С тех пор жанр киноромана на телевидении сильно продвинулся. Появились серьезные, сложные сериалы - "В круге первом", "Московская сага", "Гибель империи" и многие другие.

Такие картины сейчас привлекают гораздо больше внимания, чем любые другие проекты. Их ждут, о них говорят, спорят, пишут. Номинированные на соискание национальной телевизионной премии "ТЭФИ", фильмы такого уровня триумфально побеждают, и бронзовые "Орфеи" занимают почетное место в кабинетах теленачальников.

Наживкой этих сериалов, в первую очередь, является само экранизируемое произведение. Именно поэтому событием стала экранизация романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" тем же Владимиром Бортко. Сериал заранее рекламировали, за год оглашали список актеров, зрители его ждали, телевизионщики возлагали большие надежды. Как и сама книга, картина собрала массу отзывов: и положительных, и отрицательных. Критики тогда призывали: надо уважать чувства читающих не меньше, чем чувства верующих! Все это тоже достаточно свято, и у многих в голове есть свое кино про Мастера и Маргариту, про героя нашего времени и доктора Живаго.

Тем временем новомодная тенденция экранизаций оказалась замечена и западными критиками. Несмотря на то, что иностранные телекомпании часто экранизируют классические произведения, российская тенденция показалась им странной. Французское издание "Liberation" утверждает, что "критический взгляд на 'дела давно минувших дней' (то есть экранизация литературной классики) является единственной формой протеста, которую разрешает Путин. Издание приводит цитату режиссера "Доктора Живаго": "В советское время меня бы за этот фильм посадили", - с улыбкой говорит Александр Прошкин. По его словам, "наша страна до сих пор не решила, какой цвет ей больше по душе - красный или белый".

Издание не видит ничего хорошего в экранизации российской классики. Дело в том, что "все произведения, выбираемые для сериалов, без прикрас описывают русский народ или коммунистический режим". В советские времена издавали таких авторов, как Салтыков-Щедрин, которые высмеивали русское общество XIX-го века и обличали те явления, которые при советском строе "цвели пышным цветом". Сегодня в России популяризируются те произведения, в которых без прикрас отображен ушедший строй. Тоталитарное государство должно разрешать создание некоторого числа критических произведений, чтобы прослыть демократической страной, свободной от всяческой цензуры.

Однако не все западные издания придерживаются одинаковой точки зрения. Например, английское издание "The Independent" полагает, что сериалы по мотивам великих литературных произведений являются одним из немногих явлений, которые сплачивают нацию. Кроме литературных экранизаций, на телевидении наблюдается засилье "братков", мелких и крупных бандитов, которые восхищают и ужасают страну, цитирует издание  сценариста "Доктора Живаго" Юрия Арабова.

По мнению издания, то, что некогда запрещенные произведения, отображающие советскую действительность, вновь становятся достоянием широкой общественности - положительная тенденция. Все это способствует процессу возвращения россиянам гордости за свою страну.

Так или иначе, но производство сериалов по классическим произведениям поставлено на широкую ногу, вскоре с конвейера сойдут "Герой нашего времени" Александра Котта, "Анна Каренина" Сергей Соловьева,  "Бесы" Валерия Ахадова,  "Братья Карамазовы" Юрия Мороза. Готовится к съемкам "Тарас Бульба" в интерпретации Владимира Бортко, новелла Стефана Цвейга "Страх" в интерпретации Виктора Мережко.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала